Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВАНГО́РОД

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 633-634

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. Ю. Иванов, А. М. Тилипман (история); И. Л. Бусева-Давыдова (искусство)

ИВАНГО́РОД, го­род в Рос­сии, в юго-зап. час­ти Ле­нингр. обл. Нас. 10,9 тыс. чел. (2007). Рас­по­ло­жен на гра­ни­це с Эс­то­ни­ей, на пра­вом бе­ре­гу р. Нар­ва, на­про­тив г. Нар­ва (Эс­то­ния); свя­зан с ним мос­том (по­гран­пе­ре­ход Иван­го­род – Нар­ва). Ж.-д. стан­ция. Че­рез И. про­ходит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Нар­ва» (С.-Пе­тер­бург – гра­ни­ца с Эс­то­ни­ей).

Схема Ивангородской крепости: 1 – "Город" 1492; 2 – Большой Боярший город; 3 – Замок; 4 – Передний город; 5 – Гонверк (Главный, или Боярский, вал). Жёлтым цветом обозначе...
Ивангород. Вид крепости. Фото. 2000-е гг.

Ос­но­ван в 1492 по ука­зу вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча (на­зван в его честь) как кре­пость на гра­ни­це Рус. гос-ва с тер­ри­то­ри­ей Ли­вон­ско­го ор­де­на, на Де­вичь­ей го­ре, на­про­тив ли­вон­ской кре­по­сти Нар­ва. И. – од­на из пер­вых рус. ре­гу­ляр­ных кре­по­стей, а так­же важ­ный пе­ре­ва­лоч­ный пункт на тор­го­вом пу­ти из Рус. гос-ва в Зап. Ев­ро­пу (на т. н. Ган­зей­ской ли­нии). Иван­го­род­ская кре­пость со­ору­же­на за 3 (по др. дан­ным, за 4) ме­ся­ца из ме­ст­но­го кам­ня-плит­ня­ка, впо­след­ст­вии мно­го­крат­но до­ст­раи­ва­лась. Тол­щи­на стен 3 м, вы­сота ок. 16 м, пл. 1,6 тыс. м2, из­на­чаль­но име­ла 4 уг­ло­вые баш­ни. В кон. 15–17 вв. – один из клю­че­вых обо­ро­нит. уз­лов на зап. гра­ни­це Рус. гос-ва. В 1496 от­ряд швед. войск (6 тыс. чел.) взял кре­пость, но вско­ре от­сту­пил, раз­ру­шив ук­ре­п­ле­ния. Иван III на­пра­вил к И. 3-ты­сяч­ную рать, с ней при­бы­ли «мас­те­ро­вые лю­ди» из Нов­го­ро­да и Пско­ва, ко­то­рые вос­ста­но­ви­ли пер­во­на­чаль­ные ук­ре­п­ле­ния и к юго-вос­то­ку от них при­строи­ли к кре­по­сти т. н. Боль­шой Бо­яр­ший го­род (по пло­ща­ди в неск. раз пре­вос­хо­дил кре­пость 1492) – 7 но­вых ба­шен, со­еди­нён­ных сте­на­ми вы­со­той до 22 м; внут­ри не­го – дво­ры свя­щен­ни­ка, по­сад­ских и слу­жи­лых лю­дей. В 1502 ли­вон­ское вой­ско по­пы­та­лось оса­дить И., но по­тер­пе­ло по­ра­же­ние. В 1507 с се­ве­ро-за­па­да к кре­по­сти при­ст­ро­ен т. н. За­мок – тра­пе­цие­вид­ная в пла­не кре­пость с 2 круг­лы­ми уг­ло­вы­ми баш­ня­ми (По­ро­хо­вой и Ко­ло­дез­ной), строи­тель­ст­вом ру­ко­во­ди­ли нов­го­род­ский ста­рос­та В. Н. То­ро­кан (Торг­кан) и «ино­зем­ный зод­чий» Мар­кус Грек. Во 2-й пол. 16 в. (по др. дан­ным, в нач. 17 в.) к Боль­шо­му Бо­яр­ше­му го­ро­ду с се­ве­ра бы­ли при­строе­ны сте­ны т. н. Пе­ред­не­го го­ро­да с 2 баш­ня­ми, за­щи­тив­шие по­сад. В ре­зуль­та­те мно­го­числ. пе­ре­стро­ек к нач. 17 в. И. стал од­ной из са­мых мощ­ных кре­по­стей Рус. государства.

Крепость с церквами Никольской (слева; рубеж 15–16 вв.) и Успенской (справа; 1507–09). Фото А. А. Герцена

В хо­де Ли­вон­ской вой­ны 1558–83 И. – стра­те­гич. ба­за рус. войск, в 1581 штур­мом был взят швед. вой­ском под ко­манд. П. де ла Гар­ди, по Плюс­ско­му пе­ре­мирию ото­шёл к Шве­ции, в 1590 за­нят рус. вой­ска­ми, по Тяв­зин­ско­му ми­ру 1595 воз­вра­щён Рус. гос-ву. В пе­ри­од Смут­но­го вре­ме­ни в И. ук­ры­вал­ся са­мо­зва­нец Си­дор­ка, вы­да­вав­ший се­бя за чу­дес­но спас­ше­го­ся ца­ре­ви­ча Дмит­рия Ива­но­ви­ча (т. н. Лже­дмит­рий III). В пе­ри­од швед­ской ин­тер­вен­ции на­ча­ла 17 в. И. вновь был за­хва­чен шве­да­ми (1612) и по Стол­бов­ско­му ми­ру 1617 ото­шёл к Шве­ции, со­ста­вив при­го­род (фор­штадт) г. Нар­ва. Ук­ре­п­ле­ния кре­по­сти бы­ли ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны шве­да­ми, на её сев. сто­ро­не со­ору­жён т. н. Глав­ный вал (Гон­верк), в 1690-х гг. по­строе­ны зда­ния По­ро­хо­во­го ам­ба­ра и Ар­се­на­ла. В хо­де Сев. вой­ны 1700–21 за И. ве­лись бои, в 1704 он был взят рус. вой­ска­ми, по Ни­штадт­ско­му ми­ру 1721 вме­сте с г. Нар­ва во­шёл в со­став Рос. им­пе­рии, ос­тал­ся объ­е­ди­нён­ным с ним в адм. от­но­ше­нии (в 19 в. – Ива­нов­ская сто­ро­на г. Нар­ва).

В 18–19 вв. кре­пость ут­ра­ти­ла во­ен. зна­че­ние. Во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–56 вновь бы­ла при­ве­де­на в обо­ро­нит. со­стоя­ние. В 1863 во­ен. мин. Д. А. Ми­лю­тин при­ка­зал «древ­ние по­строй­ки И. … ос­та­вить как па­мят­ни­ки древ­но­сти на по­пе­че­нии во­ен­но­го ве­дом­ст­ва». В 19 в. в И. по­лу­чи­ли раз­ви­тие ле­со­пе­ре­ра­бот­ка и льно­пря­диль­ное про­из-во, для пред­при­ятий ис­поль­зо­ва­лась энер­гия круп­ней­ших в Ев­ро­пе по рас­хо­ду во­ды Нарв­ских во­до­па­дов (в 1955 в свя­зи с по­строй­кой Нарв­ской ГЭС пе­ре­ста­ли су­ще­ст­во­вать). В 1-ю ми­ро­вую вой­ну в И. дис­ло­ци­ро­ва­лись ты­ло­вые уч­ре­ж­де­ния и за­пас­ные час­ти Сев.-Зап. фрон­та. В 1920 (под назв. Яани­ли­нн, Jaani­linn, букв. – Иван­го­род, с 1940 – И.) во­шёл в со­став Эс­то­нии. В Вел. Отеч. вой­ну был ок­ку­пи­рован герм. вой­ска­ми (15.8.1941–25.7.1944). В Иван­го­род­ской кре­по­сти раз­ме­щал­ся конц­ла­герь для во­ен­но­плен­ных, пе­ред от­сту­п­ле­ни­ем герм. войск 6 уг­ло­вых ба­шен и часть стен бы­ли взо­рва­ны. В 1944 в адм. от­но­ше­нии И. от­де­лён от г. Нар­ва (по р. Нар­ва про­ве­де­на гра­ни­ца ме­ж­ду РСФСР и Эст. ССР) и пе­ре­дан в со­став Ле­нин­град­ской об­лас­ти. Го­род с 1954.

В 1784 был со­став­лен про­ект пе­ре­пла­ниров­ки И., со­глас­но ко­то­ро­му он раз­ви­вал­ся в 19 в. В 1960-х гг. в кре­по­сти на­ча­ты рес­тав­ра­ци­он­ные ра­бо­ты, вос­ста­нов­ле­ны сте­ны, баш­ни По­ро­хо­вая, Ко­ло­дез­ная и др. На тер­ри­то­рии кре­по­сти со­хра­ни­лись церк­ви Ни­коль­ская (ру­беж 15–16 вв.) и Ус­пен­ская (1507–09, пе­ре­строе­на в 1864; рес­тав­ри­ро­ва­на в 1980-х гг.). В И. час­тич­но со­хра­ни­лась гражд. и пром. за­строй­ка 19 в., в т. ч. быв. особ­няк куп­ца Ф. Я. Пан­те­лее­ва (сер. 19 в.). На юж. ок­раи­не И., в р-не Па­ру­син­ка, – ком­плекс льно­пря­диль­ной фаб­ри­ки А. Л. Штиг­ли­ца (ос­но­ва­на в 1851), ос­тат­ки усадь­бы Штиг­ли­цев и Тро­иц­кая ц. в рус­ском сти­ле (1873–1875, арх. А. И. Кра­кау; в ней рас­по­ло­же­на усы­паль­ни­ца Штиг­ли­цев и По­лов­цо­вых).

Гу­ма­ни­тар­но-тех­нич. ин-т (2000, фи­ли­ал С.-Пе­терб. ун-та аэ­ро­кос­мич. при­бо­ро­строе­ния). Гор. б-ка (1948). Ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный и ху­дож. му­зей «Иван­го­род­ская кре­пость» (1980).

Про­из-во разл. ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, обо­ру­до­ва­ния для неф­те- и тру­бо­про­водов («Про­из­вод­ст­вен­ная ком­па­ния КВО­иТ»), пи­ще­вых до­ба­вок из мо­ре­про­дук­тов («Ги­про­рыб­флот-Экос»), пень­ко-джу­то­вой пря­жи и из­де­лий из неё, спир­то­ван­ных по­лу­фаб­ри­ка­тов для пи­ще­вой и пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. от­рас­лей и др. Нарв­ская ГЭС-13 (мощ­ность 125 МВт).

Лит.: Пет­ров А. В. Го­род Нар­ва. Его про­шлое и дос­то­при­ме­ча­тель­но­сти в свя­зи с ис­то­ри­ей уп­ро­че­ния рус­ско­го гос­под­ства на Бал­тий­ском по­бе­ре­жье. 1223–1900. СПб., 1901; Кос­точ­кин В. В. Кре­пость Иван­го­род // Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния по ар­хео­ло­гии СССР. 1952. № 31; он же. Древ­ние рус­ские кре­по­сти. М., 1964; Алеш­ков­ский М. Е. Ка­мен­ные стра­жи. Пу­те­во­ди­тель по древ­ним кре­по­стям. Л., 1971; Кре­пость Иван­го­род: Но­вые от­кры­тия. Сб. ста­тей / Сост. М. И. Миль­чик. СПб., 1997.

Вернуться к началу