Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАПОРО́ЖЬЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 264-265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Герцен (экономика)

ЗАПОРО́ЖЬЕ, го­род на юго-вос­то­ке Ук­раи­ны, адм. центр За­по­рож­ской обл. Нас. 787,3 тыс. чел. (2007, с при­го­ро­да­ми 1,1 млн. чел.). Рас­по­ло­жен на р. Днепр. Круп­ный узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Реч­ной порт (при­ни­ма­ет су­да ти­па «ре­ка – мо­ре»). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Запорожье. Одна из центральных улиц города. Фото Д. В. Соловьёва

В 1556 кн. Д. И. Виш­не­вец­кий по­стро­ил на о. Ма­лая Хор­ти­ца (ны­не о. Бай­да; вхо­дит в со­став нац. за­по­вед­ни­ка «Хор­ти­ца»), близ пра­во­го бе­ре­га р. Днепр, кре­пость, ко­то­рая в нач. 17 в. пре­вра­ти­лась в ка­за­чью сто­ли­цу За­по­рож­ской Се­чи. Во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1735–1739 на ост­ро­ве в 1736–39 дей­ст­во­ва­ла За­по­рож­ская верфь. По­сле Бел­град­ско­го ми­ра 1739 рос. вой­ска ос­та­ви­ли ост­ров. В 1770 на ле­вом бе­ре­гу Днеп­ра в хо­де рус.-тур. вой­ны 1768–74 за­ло­же­на Алек­сан­д­ров­ская кре­пость, на­зван­ная в честь кн. А. М. Го­ли­цы­на. С 1775 во­круг кре­по­сти на­ча­ло фор­ми­ро­вать­ся по­се­ле­ние. С 1785 по­сад Алек­сан­д­ровск, в 1785–1796 в со­ста­ве Но­во­мо­с­ков­ско­го у. Ека­те­ри­но­слав­ско­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва, в 1796–1802 – Но­во­рос­сий­ской губ., в 1802–06 – Ека­те­ри­но­слав­ской губ. В 1806–1920 уезд­ный го­род Ека­те­ри­но­слав­ской губ. В 1873 че­рез го­род про­шла Ека­те­ри­нин­ская ж. д., что ус­ко­ри­ло его эко­но­мич. раз­ви­тие. От­сут­ст­вие сквоз­но­го су­до­ход­ст­ва по Днеп­ру при­да­ва­ло Алек­сан­д­ров­ску роль важ­но­го транс­порт­но­го уз­ла за днеп­ров­ски­ми по­ро­га­ми. В кон. 19 – нач. 20 вв. Алек­сан­д­ровск стал так­же цен­тром ма­ши­но­строе­ния. На­ка­ну­не 1-й ми­ро­вой вой­ны в го­ро­де ра­бо­та­ло 47 за­во­дов и фаб­рик, воз­ник круп­ней­ший в от­рас­ли син­ди­кат, объ­е­ди­няв­ший 13 ма­ши­но­стро­ит. за­во­дов. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 в апр. – но­яб. 1918 за­нят гер­ма­но-австр. вой­ска­ми. В но­яб. – дек. 1918 кон­тро­ли­ро­вал­ся Укр. ди­рек­то­рией, а в 1-й пол. 1919 – боль­ше­ви­ка­ми. В ию­ле 1919 за­нят час­тя­ми Воо­руж. сил Юга Рос­сии. В 1919–20 неск. раз за­хва­ты­вал­ся от­ря­да­ми Н. И. Мах­но. В янв. 1920 взят час­тя­ми РККА. В апр. 1920 – мар­те 1921 центр Алек­сан­д­ров­ской губ. В сент. – окт. 1920 не­на­дол­го за­нят «Рус­ской ар­ми­ей». В 1921 пе­ре­име­но­ван в З., в 1921–22 центр За­по­рож­ской губ. УССР. Уезд­ный (1922–23), ок­руж­ной (1923–25) го­род Ека­те­ри­но­слав­ской губ. УССР. В 1925–30 ок­руж­ной го­род УССР, в 1932–39 в со­ста­ве Днеп­ро­пет­ров­ской обл. УССР, с 1939 центр За­по­рож­ской обл. Со строи­тель­ст­вом в 1927–1932 Днеп­ро­гэс З. – один из круп­ней­ших цен­тров чёр­ной, цвет­ной ме­тал­лур­гии и энер­ге­ти­ки СССР. Круп­ней­ши­ми пред­при­ятия­ми го­ро­да к кон. 1930-х гг. ста­ли «За­по­рож­сталь», «Днеп­рос­пец­сталь», за­вод фер­ро­спла­вов, алю­ми­ние­вый и др. С на­ча­лом Вел. Отеч. вой­ны пред­при­ятия го­ро­да пе­ре­шли на вы­пуск во­ен. про­дук­ции. В авг. – окт. 1941 в свя­зи с воз­ник­но­ве­ни­ем уг­ро­зы за­хва­та го­ро­да герм. вой­ска­ми часть пло­ти­ны Днеп­ро­гэс бы­ла взо­рва­на. 4.10.1941–14.10.1943 го­род был ок­ку­пи­ро­ван герм. ар­ми­ей. За вре­мя ок­ку­па­ции по­гиб­ло св. 44 тыс. жит. и св. 58 тыс. жит. бы­ло уг­на­но на при­ну­дит. ра­бо­ты в Гер­ма­нию, все пром. строе­ния и 900 тыс. м2 жи­ло­го фон­да пол­но­стью унич­то­же­ны. Ос­во­бо­ж­дён в хо­де За­по­рож­ской на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции 1943.

Со­хра­ни­лась гор. за­строй­ка кон. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. цер­ковь Св. Ни­ко­лая (1886), дво­рян­ское со­б­ра­ние (1912). Ком­по­зиц. ос­но­вой ге­не­раль­но­го пла­на (1930–32) слу­жат ком­плекс Днеп­ро­гэс и ан­самбль про­спек­та Ле­ни­на (1951–54). Па­мят­ник В. И. Ле­ни­ну (1964, выс. 20 м; скульп­то­ры М. Г. Лы­сен­ко, Н. М. Су­хо­до­лов, ар­хи­тек­то­ры В. Е. Лад­ный, Б. И. Прий­мак) и др.

З. – круп­ный на­уч. и куль­тур­ный центр. Ок. 30 н.-и. и про­ект­ных ин-тов: в т. ч. Ин-т ме­ха­ни­за­ции жи­вот­но­вод­ст­ва (1930), Ин-т ти­та­на (1956), укр. н.-и. ин-т «Пре­об­ра­зо­ва­тель» (1969). Сре­ди гос. ву­зов – Нац. тех­нич. ун-т (1900; совр. назв. и ста­тус с 1994), Мед. ун-т (1903; совр. ста­тус с 1968), Нац. ун-т (1921; совр. назв. и ста­тус с 2004), Инж. ака­де­мия (1959; совр. назв. и ста­тус с 1994), Гу­ма­ни­тар­ный ун-т (Ин-т гос. и му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния; ос­но­ван в 1992), Ин-т эко­но­ми­ки и ин­фор­мац. тех­но­ло­гий; фи­лиа­лы укр. ву­зов. Св. 20 биб­лио­тек. Нац. за­по­вед­ник Хор­ти­ца (с 1965; совр. ста­тус с 1993) – ком­плекс при­род­ных и ис­то­ри­ко-куль­тур­ных па­мят­ни­ков, вклю­ча­ет Му­зей ис­то­рии за­по­рож­ско­го ка­за­че­ст­ва. Му­зеи: крае­ведч., ху­дож. и др. Те­ат­ры: Об­ла­ст­ной укр. муз.-дра­ма­тич. им. В. Г. Ма­га­ра (ра­нее им. Щор­са; 1947–53, арх. С. Д. Фрид­лин), ку­коль­ный, юно­го зри­те­ля, «За­по­рож­ские ка­за­ки». Кон­церт­ный зал им. М. И. Глин­ки (1948–53, арх. Г. Г. Вег­ман). Об­ла­ст­ная фи­лар­мо­ния (в её со­ста­ве сим­фо­нич. ор­кестр). Цирк.

Фут­боль­ный клуб «Ме­тал­лург» (вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Аре­на Сла­ву­тич», 15 тыс. мест) – фи­на­лист Куб­ка Ук­раины (2006). Мно­го­крат­ны­ми чем­пио­на­ми Ук­раи­ны и об­ла­да­те­ля­ми ев­ропейских куб­ков ста­но­ви­лись жен­ские бас­кет­боль­ный клуб «Ка­зач­ка-ЗалК» и ганд­боль­ный клуб «Мо­тор»; муж­ской ганд­боль­ный клуб «ЗТР».

З. – один из круп­ней­ших ин­ду­ст­ри­аль­ных цен­тров Ук­раи­ны (св. 160 пром. пред­при­ятий). Наи­бо­лее раз­ви­ты чёр­ная и цвет­ная ме­тал­лур­гия, ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, хи­мич. пром-сть. Круп­ные ме­тал­лур­гич. за­во­ды: «За­по­рож­сталь» (про­из-во чу­гу­на, ста­ли, тон­ко­ли­сто­во­го про­ка­та и др.), «Днеп­ро­спец­сталь» (ин­ст­ру­мен­таль­ные ста­ли и др.), фер­ро­спла­вов, алю­ми­ние­вый; ти­та­но­маг­ние­вый ком­би­нат и др. Ве­ду­щие пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния (все­го бо­лее 60) и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки: ав­то­мо­биль­ный за­вод ЗАЗ [про­из-во лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей мо­дель­но­го ря­да ЗАЗ («Тав­рия», «Сла­ву­та», «Сенс», «Ла­нос»), а так­же ав­то­бу­сов; сбор­ка разл. мо­де­лей лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «Шев­ро­ле», «Опель», ВАЗ, «Мер­се­дес-Бенц», кит. «Че­ри» и лёг­ких инд. гру­зо­ви­ков «Та­та»], за­вод подъ­ём­но-транс­порт­ных ма­шин (мос­то­вые, спец. кра­ны и др.), «Мо­тор-Сич» (га­зо­тур­бин­ные: авиац. дви­га­те­ли, пром. ус­та­нов­ки, элек­тро­стан­ции и др.). Сре­ди пред­при­ятий элек­тро­тех­нич. и ра­дио­элек­трон­ной от­рас­ли – про­из­водств. объ­е­ди­не­ние «За­по­рож­транс­фор­ма­тор» (си­ло­вые, спец. транс­фор­ма­то­ры, элек­трич. ре­ак­то­ры и др.), за­во­ды: элек­тро­ап­па­рат­ный, «Пре­об­ра­зо­ва­тель» (си­ло­вые, по­лу­про­вод­ни­ко­вые пре­об­ра­зо­ва­те­ли), «Ра­дио­при­бор», вен­ти­ля­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния и др. Хи­мич. пром-сть пред­став­ле­на ПО «Крем­ний­по­ли­мер» (пла­ст­мас­со­вые, ре­зи­но-тех­нич. из­де­лия, кау­чу­ки и пла­сти­ки), за­во­да­ми «За­по­рож­кокс», «Хим­лекс» (ла­ко­кра­соч­ная про­дук­ция), «Ке­ра­мист-Трейд» (ли­но­ле­ум) и др. Фар­ма­цев­тич. фаб­ри­ка «Вио­ла». Круп­ное про­из-во строй­ма­те­риа­лов (за­во­ды: жел.-бе­тон. кон­ст­рук­ций, сте­но­вых ма­те­риа­лов, ас­фаль­то­бе­тон­ный, «За­по­рож­рем­ст­рой­ком­плект»). Мно­го­числ. пред­при­ятия ме­бель­ной, лёг­кой (швей­ной, обув­ной и др.), пи­ще­вой пром-сти. Раз­ви­ва­ет­ся сфе­ра ус­луг, в осн. фи­нан­со­вый сек­тор (ок. 20 бан­ков и их фи­лиа­лов), сек­тор свя­зи и те­ле­ком­му­ни­ка­ций.

Вернуться к началу