Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖО́ДИНО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 106

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Герцен (экономика)

ЖО́ДИНО, го­род в центр. час­ти Бе­ло­рус­сии, в Мин­ской обл. Нас. 61,6 тыс. чел. (2007). Рас­по­ло­жен при впа­де­нии р. Жо­дин­ка в р. Пли­са (пра­вый при­ток Бе­ре­зи­ны). Че­рез го­род про­хо­дят же­лез­ная до­ро­га и ав­то­ма­ги­ст­раль Брест – Мо­ск­ва.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1688 как мес­теч­ко в Мин­ском вое­вод­ст­ве, на­хо­див­шее­ся во вла­де­нии Рад­зи­вил­лов. С 1793 в со­ста­ве Рос. им­пе­рии (се­ло Смо­ле­ви­че­в­ской вол. Бо­ри­сов­ско­го у. Мин­ской губ.). С 1828 пе­ре­шло во вла­де­ние сы­на рос. ген.-фельдм. П. Х. Вит­ген­штей­на – Л. П. Вит­ген­штей­на, в ре­зуль­та­те его бра­ка со Сте­фа­ни­ей Рад­зи­вилл. Зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие Ж. ока­за­ло строи­тель­ст­во в 1871 Мо­сков­ско-Брест­ской ж. д. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ва­но герм. вой­ска­ми (до дек. 1918). В се­ре­ди­не авг. 1919 за­хва­че­но бе­ло­по­ля­ка­ми, ко­то­рые при от­хо­де со­жгли се­ло и взо­рва­ли ж.-д. мост. С ию­ня 1941 по июль 1944 ок­ку­пи­ро­ва­но герм. вой­ска­ми. С 1958 по­сёлок гор. ти­па; в 1963 по­лу­чил ста­тус го­ро­да.

Рим.-ка­то­лич. кос­тёл Фа­тим­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, Ми­хай­лов­ская ка­п­ли­ца (ча­сов­ня), пра­во­слав­ная цер­ковь в честь ико­ны Божи­ей Ма­те­ри «Из­ба­ви­тель­ни­ца». Па­мят­ни­ки по­гиб­шим в Вел. Отеч. вой­ну (в т. ч. мо­ну­мент «Мать-пат­ри­от­ка» в честь А. Ф. Ку­прия­но­вой и её пя­те­рых сы­но­вей, 1975, скульп­то­ры А. Н. За­спиц­кий, И. А. Мись­ко и Н. А. Ры­жан­ков). Н.-и. ин-ты Нац. АН Бе­ло­рус­сии: зем­ле­де­лия и се­лек­ции; жи­вот­но­вод­ст­ва. Му­зеи: крае­вед­че­ский, пар­ти­зан Ку­прия­но­вых.

Круп­ней­шее пред­при­ятие го­ро­да – Бе­ло­рус. ав­то­мо­биль­ный за­вод («Бе­лАЗ», ос­но­ван в 1948), вы­пус­каю­щий боль­ше­груз­ные карь­ер­ные ав­то­са­мо­сва­лы (гру­зо­подъ­ём­ность от 30 до 320 т, св. 200 мо­де­лей и мо­ди­фи­ка­ций). Дей­ст­ву­ют: «Куз­неч­ный за­вод тя­жё­лых штам­по­вок» (зап­ча­сти для сель­хоз­ма­шин, ско­бя­ные из­де­лия и др.), за­во­ды «Ре­миз» (ме­тал­ло­кон­ст­рук­ции, воз­душ­ные фильт­ры и др.), «Энер­го­кон­ст­рук­ция» (опо­ры для ли­ний элек­тро­пе­ре­дач). Про­из-во ме­бели для ван­ных ком­нат («Бе­люкс»), строй­ма­те­риа­лов, три­ко­таж­ных из­де­лий («Сви­та­нок»). ТЭЦ (до 1979 – Смо­ле­вич­ская ГРЭС).

Вернуться к началу