Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЮ́ССЕЛЬДОРФ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 494-496

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Вишлёв (история); В. Н. Стрелецкий
Дюссельдорфская школа. А. Ахенбах. «Водяная мельница в Вестфалии». 1863. Кунстхалле (Бремен).
Дюссельдорф. Замок Егерхоф. 1752–63. Архитектор И. И. Кувен.
Дюссельдорф. Вид города. Слева – телебашня «Рейнтурм» (1982, архитектор Х. Дайльманн).

ДЮ́ССЕЛЬДОРФ (Dü sseldorf), го­род на за­па­де Гер­ма­нии, сто­ли­ца зем­ли Се­вер­ный Рейн-Вест­фа­лия. Рас­по­ло­жен гл. обр. на пра­вом бе­ре­гу Рей­на. Нас. 573,8 тыс. чел. (2007). Вхо­дит в со­став круп­ней­шей в стра­не по­ли­цен­три­че­ской гор. аг­ло­ме­ра­ции – Ниж­не­рейн­ско-Рур­ской ко­нур­ба­ции с нас. ок. 11,8 млн. чел., с юга при­мы­кая к её тер­ри­то­ри­аль­но­му яд­ру – Рур­штад­ту (по­ло­се фак­ти­че­ски срос­ших­ся го­ро­дов – от Дуйс­бур­га до Дор­тмун­да). В 20 в. в со­став Д. бы­ло вклю­че­но мно­го при­го­ро­дов (в 1909 – Гер­рес­хайм, в 1929 – Кай­зер­сверт и Бен­рат, в 1975 – Витт­лар, Ан­гер­мунд, Мон­хайм и ряд др., в 1980 – часть г. Ра­тин­ген). Круп­ный транс­порт­ный узел. В Д. пе­ре­се­ка­ют­ся ав­то­мо­биль­ные и ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли, свя­зы­ваю­щие его с Бер­ли­ном, Франк­фур­том-­на-Май­не, Гам­бур­гом, Па­ри­жем, Брюс­се­лем, Ам­стер­да­мом и др. круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми Ев­ро­пы; схо­дят­ся 5 ав­то­ба­нов и 5 ско­ро­ст­ных ав­то­трасс. Цен­траль­ный ж.-д. во­кзал; функ­ции гру­зо­во­го ж.-д. уз­ла Д. вы­пол­ня­ет то­вар­ная ж.-д. стан­ция со­сед­не­го г. Нойс (ле­во­бе­ре­жье Рей­на). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (в 8 км к се­ве­ру от Д.) – тре­тий в Гер­ма­нии по пас­са­жи­ро­обо­ро­ту (по­сле аэ­ро­пор­тов Франк­фур­та-на-Май­не и Мюн­хе­на). Реч­ной порт (вклю­ча­ет три га­ва­ни на Рей­не; ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в кон. 20 – нач. 21 вв.; дли­на при­чаль­ных ли­ний ок. 10 км); гру­зо­обо­рот ок. 2 млн. т в год (нач. 21 в.). Мет­ро­по­ли­тен (ли­нии со­еди­не­ны се­тью при­го­род­но­го со­об­ще­ния с Дуйс­бур­гом, Ной­сом, Кре­фель­дом и др. со­сед­ни­ми го­ро­да­ми).

Воз­ник у мес­та впа­де­ния в Рейн р. Дюс­сель (ны­не её ру­ка­ва в осн. взя­ты в под­зем­ные тру­бы), впер­вые упо­ми­на­ет­ся в письм. ис­точ­ни­ках в 1135 под назв. Дус­сель­дорп (Dusseldorp). Ок. 1190 ото­шёл к граф­ст­ву Берг, в 1288 по­лу­чил гор. пра­во. С 1380, по­сле пре­об­ра­зо­ва­ния граф­ст­ва Берг в гер­цог­ст­во, его сто­ли­ца. С 1609 (окон­ча­тель­но с 1614) под вла­стью ка­то­лич. (ней­бург­ской) вет­ви пфальц­ских Вит­тельс­ба­хов, до 1716 их гл. ре­зи­ден­ция. В 1702 в пе­ри­од вой­ны за Ис­пан­ское на­след­ст­во час­тич­но раз­ру­шен франц. вой­ска­ми. В 1795–1801 ок­ку­пи­ро­ван Фран­ци­ей. В 1801–06 под вла­стью ба­вар­ских Вит­тельс­ба­хов. В 1806–1813 сто­ли­ца соз­дан­но­го На­по­ле­о­ном I Бо­на­пар­том гер­цог­ст­ва Берг. С 1815 в со­ста­ве Прус­сии. Раз­ви­тие пром-сти (с 1820-х гг.) бы­ло тес­но свя­за­но с рос­том ин­ду­ст­рии Рур­ской обл. и Кёльн­ско­го пром. уз­ла, от­ку­да по­сту­па­ли сы­рьё, по­лу­фаб­ри­ка­ты и др. пром. из­де­лия. В 1838 в Д. по­строе­на пер­вая на за­па­де Гер­ма­нии же­лез­ная до­ро­га. В 1902 про­ве­де­на пер­вая круп­ная вы­став­ка пром. и ре­месл. из­де­лий и про­из­ве­де­ний иск-ва. В мар­те 1921 – авг. 1925 ок­ку­пи­ро­ван фран­ко-бельг. вой­ска­ми. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны силь­но по­стра­дал в ре­зуль­та­те на­лё­тов анг­ло-амер. авиа­ции; в центр. час­ти го­ро­да бы­ло унич­то­же­но ок. 85% зда­ний, в др. рай­онах раз­ру­ше­но бо­лее 40% про­из­водственных пло­ща­дей пром. пред­при­ятий. В 1945–49 в со­ста­ве брит. зо­ны ок­ку­па­ции. С 1946 сто­ли­ца зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия.

Об­лик Д. в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ют мно­го­числ. пар­ки (в т. ч. Хоф­гар­тен, ок. 1770, арх. Н. де Пи­гаж; Рейн­парк-Бильк, Норд­парк и др.) и буль­ва­ры. Ста­рый го­род с не­ре­гу­ляр­ной за­строй­кой окайм­лён про­гу­лоч­ной по­ло­сой на­бе­реж­ной «Рей­ну­фер­про­ме­над». Со­хра­ни­лись: круг­лая баш­ня ср.-век. зам­ка (14 в.; ны­не Му­зей су­до­ход­ст­ва), го­тич. ц. Санкт-­Лам­бер­тус (3-не­фная, заль­ная; кон. 13 в., пе­ре­строе­на ок. 1390; баш­ня, 1448), ре­нес­санс­ная Ра­ту­ша (1570–1579, арх. Х. Тус­ман), ба­роч­ные церк­ви Санкт-Ан­д­ре­ас (1622–29; де­кор ин­терь­е­ра – 1632, худ. И. Кун; усы­паль­ни­ца се­мьи Пфальц-Ной­бург, 1667), фран­ци­скан­цев (Мак­скир­хе; 1734–37); зам­ки Егер­хоф (1752–63, арх. И. И. Ку­вен; ны­не Му­зей И. В. Гё­те) и Бен­рат в сти­ле ро­ко­ко (1755–73, арх. де Пи­гаж; ны­не му­зеи ев­роп. са­до­во-пар­ко­во­го иск-ва и ес­теств. ис­то­рии), уни­вер­маг «Ка­уф­хоф» (быв. «Тиц»; 1910, арх. Й. М. Ольб­рих), управ­ле­ние кон­цер­на «Man­nes­mann» (1911–12, П. Бе­ренс; с вы­сот­ным зда­ни­ем, 1958, арх. П. Шней­дер-Эс­ле­бен), пер­вое вы­сот­ное зда­ние в Гер­ма­нии Виль­гельм-Маркс-ха­ус (1924, арх. В. Крейс; ре­кон­ст­рук­ция 1982–84). Сре­ди совр. по­стро­ек – те­ле­баш­ня «Рейн­турм» (1982, выс. 234 м, арх. Х. Дай­ль­манн), зда­ние Ланд­та­га (1988), ком­плекс Но­вой та­мож­ни (1999, Ф. О. Ге­ри). Му­зей­ный ком­плекс Эрен­хоф (1925–26, про­ект В. Крей­са; ре­кон­ст­рук­ция 1998–2001, арх. О. М. Ун­герс) вклю­ча­ет зда­ния Двор­ца ис­кусств (Кун­ст­па­ласт, в т. ч. здание 1902 года), кон­церт­ный зал «Тон­хал­ле», му­зей­ные кор­пу­са (в них раз­ме­ща­ют­ся Ху­дож. му­зей и му­зей «На­род и хо­зяй­ст­во») и др. Ху­дож. со­б­ра­ние зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия (от­дел иск-ва 20 в. в зда­нии 1986, иск-ва 21 в. – в ре­кон­ст­руи­ров. особ­ня­ке 19 в.). Вы­ста­воч­ный зал Ху­дож. сою­за зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия (Кун­ст­хал­ле; 1967), Ес­теств.-на­уч. му­зей Лёб­бе­ке с ак­ва­зо­о­пар­ком (му­зей ос­но­ван в 1904, зоо­парк в 1874), Му­зей ке­ра­ми­ки (1909) и др.

Д. – круп­ный центр куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния (в т. ч. один из ве­ду­щих в Гер­ма­нии цен­тров под­го­тов­ки ар­хи­тек­то­ров, жи­во­пис­цев, скульп­то­ров, му­зы­кан­тов) и НИОКР. Сре­ди н.-и. уч­ре­ж­де­ний – Ин-т при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний Об-ва нем. ме­тал­лур­гов; н.-и. цен­тры кор­по­ра­ций «Henkel AG», GAF AG, а так­же при­над­ле­жа­щих япон. ка­пи­та­лу ком­па­ний «CBC Group», «Rheon» и др. С 2007 в Д. функ­цио­ни­ру­ет Ев­роп. ин­но­вац. парк на­но­тех­но­ло­гий. В Д. – н.-и. Ин­сти­тут Г. Гей­не и его му­зей; в до­ме, где ро­дил­ся по­эт, ны­не раз­ме­ща­ют­ся Лит. бю­ро зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия и лит. Об-во им. Г. Гей­не. Ака­де­мия ху­до­жеств (1773; по­лу­чи­ла из­вест­ность в свя­зи с раз­ви­ти­ем дюс­сель­дорф­ской шко­лы), АН зем­ли Се­вер­ный Рейн-Вест­фа­лия (1970). Ве­ду­щие ву­зы – Ун-т им. Г. Гей­не (1965) и Выс­шая проф.-тех­нич. шко­ла (1971). Ака­де­мия уп­рав­ле­ния и хо­зяй­ст­ва. Выс­шая муз. шко­ла им. Р. Шу­ма­на (1935; совр. ста­тус с 1987). Те­ат­ры: Гор. дра­ма­тич. (1905), «Не­мец­кая опе­ра на Рей­не» (1956), «Но­вая сце­на», дет­ский, ма­рио­не­ток, тан­ца и др. Сим­фо­нич. ор­кестр (1864). Круп­ней­ший кон­церт­ный зал – «Тон­хал­ле» (1866; раз­ру­шен в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны; вновь от­крыт в 1978). Шу­ма­нов­ское муз. об-во (1979), ор­га­ни­зу­ет ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­ли Шу­ма­на (с 1981).

Д. – один из ве­ду­щих цен­тров кон­но­го спор­та Гер­ма­нии: на сев.-вост. ок­раи­не го­ро­да, в ле­со­пар­ке Гра­фен­берг, рас­по­ло­жен один из круп­ней­ших в стра­не ип­по­дро­мов. В Д. про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра (1974) и Ев­ро­пы (1988) по фут­бо­лу, чем­пио­на­тов ми­ра (1975 и 1983) по хок­кею с шай­бой. С 1978 еже­год­но про­во­дит­ся ко­манд­ный чем­пио­нат ми­ра по тен­ни­су сре­ди муж­чин на грун­то­вых кор­тах. Фут­боль­ный клуб «Фор­ту­на» (вы­сту­па­ет на ста­дио­не «ЛТУ Аре­на», ок. 50 тыс. мест) – чем­пи­он Гер­мании (1933), об­ла­да­тель Куб­ка ФРГ (1979 и 1980), фи­на­лист Куб­ка куб­ков (1979). Хок­кей­ный клуб «ДЕГ Мет­ро­старс» (до 2002 «ДЕГ») – 8-крат­ный чем­пи­он Гер­ма­нии (в 1967–96). Муж­ской ганд­боль­ный клуб «ХСГ Дюс­сель­дорф» – об­ла­да­тель ев­роп. Куб­ка Ме­ж­ду­нар. ганд­боль­ной фе­де­ра­ции (ИГФ; 1989).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (за­ня­то ок. 90% ра­бо­таю­щих, од­но из пер­вых мест в Гер­ма­нии). Д. – вто­рой по зна­че­нию (по­сле Франк­фур­та-на-Май­не) бан­ков­ско-фи­нан­со­вый центр Гер­ма­нии (Д. на­зы­ва­ют «сей­фом Ру­ра»; здесь рас­по­ло­же­ны прав­ле­ния или фи­лиа­лы бо­лее 100 герм., в т. ч. всех круп­ней­ших, и мн. иностр. бан­ков) и центр бир­же­вых опе­ра­ций (Рейн­ско-Вест­фаль­ская фон­до­вая бир­жа – вто­рая по зна­че­нию в стра­не по­сле Франк­фурт­ской). В Д. со­сре­до­то­че­ны штаб-квар­ти­ры круп­ных герм. и транс­на­цио­наль­ных кор­по­ра­ций, пре­ж­де все­го мно­гих рур­ских и др. рейн­ско-вест­фаль­ских кон­цер­нов («ThyssenKrupp AG», «Man­nesmann AG», «Demag AG», «Rhein­metall AG», «Schiess AG», «Hen­kel AG» и др.); фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­ленч. «ре­зи­ден­ци­ей» рейн­ско-­вест­фаль­ской пром-сти; в го­ро­де раз­ме­ща­ет­ся круп­ней­шая в зем­ле Сев. Рейн-­Вест­фа­лия Тор­го­во-пром. па­ла­та. В Д. и его при­го­ро­дах со­сре­до­то­че­но ок. 5 тыс. иностр. ком­па­ний из бо­лее чем 70 стран ми­ра; осо­бен­но ве­ли­ка его роль в ка­че­ст­ве цен­тра раз­ме­ще­ния япон. фирм в Гер­ма­нии (ок. 450, из них 140 име­ют об­ще­гер­ман­ское или об­ще­ев­ро­пей­ское зна­че­ние; 1-е ме­сто в ФРГ и од­но из пер­вых в Ев­ро­пе по их кон­цен­тра­ции). Зна­чит. центр стра­хо­вых, ин­фор­ма­ци­он­ных, де­ло­вых ус­луг и рек­лам­но­го биз­не­са (ок. 300 рек­лам­ных фирм и св. 450 рек­лам­ных агентств). В Д. на­хо­дит­ся од­но из ве­ду­щих герм. ар­хит. бю­ро «Eller+Eller Architekten» (ос­но­ва­но в 1964). Д. – глав­ный в зем­ле Сев. Рейн-Вест­фа­лия центр кни­го- и га­зет­но-из­датель­ской дея­тель­но­сти (ок. 200 из­да­тельств, в т. ч. од­ни из ве­ду­щих в Гер­ма­нии «Westermann», «Walter», «K. Robert Langewiesche», «Logos», «Gru­pel­lo»). Дюс­сель­дорф­ская из­да­тель­ская груп­па «Verlagsgruppe Handelsblatt» – в чис­ле ли­де­ров на рын­ке де­ло­вых из­да­ний в Ев­ро­пе (вы­пус­ка­ет газ. «Handelsblatt», др. пе­рио­дич. и спе­циа­ли­зир. из­да­ния в сфе­ре пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и биз­не­са). Меж­ду­нар. из­ве­ст­ность име­ет Ев­ро­пей­ский ин-т СМИ (ос­но­ван в 1983, в Д. с 1992). Важ­ная от­расль сфе­ры ус­луг – сек­тор гос. управ­ле­ния, свя­зан­ный с функ­ция­ми Д. как сто­ли­цы зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия (в адм. ап­па­ра­те за­ня­то бо­лее 9% ра­бо­таю­щих, один из са­мых вы­со­ких по­ка­за­те­лей в стра­не).

Один из осн. сек­то­ров сфе­ры ус­луг – роз­нич­ная, оп­то­вая и ме­ж­ду­нар. тор­гов­ля (в Д. рас­по­ло­жен центр. офис тор­го­вой кор­по­ра­ции «Metro AG»). По внеш­не­тор­го­во­му обо­ро­ту Д. ус­ту­па­ет в Гер­ма­нии толь­ко Гам­бур­гу, по обо­ро­ту оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли вхо­дит в пя­тёр­ку ве­ду­щих цен­тров в стра­не. Гл. тор­го­вая ули­ца го­ро­да – Кё­ниг­сал­ле, где со­сре­до­то­че­но наи­боль­шее чис­ло фе­ше­не­бель­ных ма­га­зи­нов, не­фор­маль­но счи­та­ет­ся са­мой «до­ро­гой» в ФРГ. Д. – один из ве­ду­щих в ФРГ цен­тров про­ве­де­ния спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ме­ж­ду­нар. пром. яр­ма­рок и тех­но­ло­гич. вы­ста­вок, в т. ч. от­но­ся­щих­ся к круп­ней­шим в ми­ре еже­год­ных вы­ста­вок «Drupa» (по­ли­гра­фич. тех­но­ло­гии), «Interpak» (упа­ков­ка), «Me­dica» (ме­ди­ци­на), «Wire & Tu­be» (ме­тал­лур­гия), «Euro Shop» (тор­го­вое обо­ру­до­ва­ние), GDS (обувь), «Glass­tec» (про­дук­ция из стек­ла) и др.; с 2003 по не­чёт­ным го­дам в Д. про­во­дят­ся об­ще­ев­ро­пей­ская еже­год­ная вы­став­ка и кон­фе­рен­ция по на­но­тех­но­ло­ги­ям «Na­noEu­rope» (по чёт­ным го­дам – в Санкт-­Гал­ле­не, Швей­ца­рия). Вы­ста­воч­ный ком­плекс Д. – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе; ком­па­ния «Messe Dü sseldorf GmbH» – один из ми­ро­вых ли­де­ров вы­ста­воч­но­го биз­не­са (еже­год­но про­во­дит бо­лее 80 пром. и тех­но­ло­гич. вы­ста­вок по все­му ми­ру). Д. – при­знан­ный центр мо­ды Гер­ма­нии (один из брен­дов го­ро­да – «Рейн­ский Па­риж»); фир­ма «IGEDO Fashion Fairs» ор­га­ни­зует в Д. ме­ж­ду­нар. вы­став­ки мо­ды и яр­мар­ки жен­ской верх­ней оде­ж­ды, в т. ч. яр­мар­ку «Collections Premieren Düsseldorf» – од­ну из круп­ней­ших в ми­ре. Д. – тра­диц. центр про­ве­де­ния на­уч. и об­ществ.-по­ли­тич. съез­дов и кон­фе­рен­ций, спор­тив­ных со­рев­но­ва­ний и др. ме­ро­прия­тий. Еже­год­но в ию­ле про­хо­дит круп­ная яр­мар­ка «Kir­mess». Гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во пред­став­ле­но оте­ля­ми ме­ж­ду­нар. се­тей («Intercontinental», «Sheraton», «Mariott», «Ho­li­day Inn», «Excelsior»), гос­ти­ни­ца­ми эко­ном-клас­са («Four Points Central», «Lind­ner Congress», «Treff Hansa» и др.), ту­ри­стич. клас­са («Ibis Zentrum» и др.), а так­же не­боль­ши­ми пан­сио­на­ми и т. д.

Спе­циа­ли­за­цию пром-сти (в Д. име­ет бо­лее ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ную струк­ту­ру, чем в боль­шин­ст­ве го­ро­дов Рур­штад­та) оп­ре­де­ля­ют раз­но­об­раз­ные от­рас­ли ма­ши­но­строе­ния и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки. Круп­ней­ший ком­плекс пред­при­ятий – за­во­ды «Mannesmann AG» и «Demag AG» (в осн. об­щее и тя­жё­лое ма­ши­но­строе­ние; ма­ши­но­стро­ит. под­раз­де­ле­ния этих ком­па­ний об­ра­зу­ют кон­сор­ци­ум «Man­nes­mann-Demag» в со­ста­ве ев­роп. ТНК «SMS-Group») – вы­хо­дит за адм. гра­ни­цы го­ро­да и час­тич­но рас­по­ла­га­ет­ся ме­ж­ду Д. и Дуйс­бур­гом, а так­же в юж. рай­онах по­след­не­го. Ма­ши­но­стро­ит. пред­при­ятия Д. про­из­во­дят обо­ру­до­ва­ние для атом­ной, ме­тал­лур­гич., гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти, стро­ит. и подъ­ём­но-транс­порт­ное обо­ру­до­ва­ние, кот­лы, с.-х. тех­ни­ку, элек­тро­тех­нич. и ра­дио­тех­нич. про­дук­цию. Д. – гл. центр герм. стан­ко­строе­ния (за­во­ды «Schiess AG» и др. фирм). С нач. 1980-х гг. бы­ст­ро раз­ви­ва­ет­ся элек­трон­ная и оп­тич. пром-сть (пред­при­ятия «CBC Deutschland GmbH», «Siemens AG»; про­из-во циф­ро­вых уст­ройств за­пи­си, ви­део­маг­ни­то­фо­нов, ви­део­ка­мер, объ­ек­ти­вов), с 1990-х гг. – произ-во те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го об­ору­до­ва­ния (фир­ма «Mannesmann Euro­kom», при­над­ле­жа­щая с 2000 англо-амер. кор­по­ра­ции «Vo­da­fo­ne Air Touch»). Транс­порт­ное ма­ши­но­строе­ние пред­став­ле­но ав­то- и ва­го­но­строит. пред­при­ятия­ми. Ав­то­сбо­роч­ный за­вод «DaimlerChrysler AG» вы­пус­ка­ет гл. обр. мик­ро­ав­то­бу­сы (мар­ки «Sprinter», «Dodge», «Freightli­ner»). Ком­па­ния «Rheinmetall AG» вы­пол­ня­ет во­ен. за­ка­зы для бун­дес­ве­ра и на экс­порт (БТР, ма­ши­ны ра­дио­био­хи­мич. раз­вед­ки, глад­ко­ст­воль­ные пуш­ки, стрел­ко­вое ору­жие, ос­ко­лоч­ные сна­ря­ды) и вы­пус­ка­ет зап­ча­сти и ком­плек­тую­щие ав­то­мо­би­лей (в ча­ст­но­сти, гл. по­став­щик порш­ней для кон­цер­на «Ge­neral Motors»). Д. – зна­чит. центр чёр­ной ме­тал­лур­гии (фир­ма «Mannes­mann­röhrenwerke AG», при­над­ле­жа­щая ме­тал­лур­гич. кор­по­ра­ции «Salzgitter AG», вы­пу­ска­ет сталь, про­кат, тру­бы), а так­же про­из-ва сталь­ных кон­ст­рук­ций. Хи­мич. пром-сть спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пус­ке про­дук­ции, ори­ен­ти­ро­ван­ной на ши­ро­кий по­тре­би­тель­ский спрос. В го­ро­де рас­по­ло­жен глав­ный ком­плекс пред­при­ятий кон­цер­на «Hen­kel AG» (ли­ди­ру­ет в ФРГ по про­из-ву син­те­тич. мою­щих средств – «Per­sil» и др.). Раз­ви­ты швей­ная (спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пус­ке до­ро­го­стоя­щей оде­ж­ды), по­ли­гра­фич. пром-сть. Пред­при­ятия сте­коль­ной, бу­маж­ной, пи­ще­вой (в т. ч. про­из-­во пи­ва «Pils») от­рас­лей. Д. – один из са­мых «до­ро­гих» го­ро­дов ФРГ (осо­бен­но по стои­мо­сти жи­лья); при этом ср. до­ход на ду­шу на­се­ле­ния в нач. 21 в. бо­лее чем на 1 /4 пре­вы­ша­ет ср.-герм. уро­вень.

В ок­ре­ст­но­стях Д., в до­ли­не Не­ан­дер­таль, где в 1856 впер­вые об­на­ру­же­ны ос­тан­ки па­лео­ан­тро­пов (не­ан­дер­таль­цев), – Му­зей эво­лю­ции че­ло­ве­ка и пер­во­быт­ной ис­то­рии.

Лит.: Schürmann S. Düsseldorf. Eine moderne Landeshauptstadt mit 700jähriger Geschichte und Kultur. Kö ln, 1988; Dü sseldorf. Ge­schi­chte von den Ursprüngen bis ins 20. Jahr­hun­dert / Hrsg. von H. Weidenhaupt. Düsseldorf, 1988–1990. Bd 1–4.

Вернуться к началу