Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУН-ЛЭА́РЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 414-415

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Сокольский

ДУН-ЛЭА́РЕ (Dún Laoghaire), го­род на вос­то­ке Ир­лан­дии, в пров. Лен­стер, адм. центр граф­ст­ва Дун-Лэа­ре – Рет­да­ун (вхо­дит в гор. аг­ло­ме­ра­цию Боль­шо­го Дуб­ли­на). Нас. 23,9 тыс. чел. (в гра­ни­цах граф­ст­ва 193,7 тыс. чел., 2006). Рас­по­ло­жен на Ир­ланд­ском м.; вплот­ную при­мы­ка­ет к Дуб­ли­ну (фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся его юго-вост. при­го­ро­дом). Мор. порт (од­на из са­мых боль­ших ис­кусств. га­ва­ней в Ев­ро­пе, пл. ок. 100 га; 500 при­чаль­ных мест); па­ром­ный тер­ми­нал (рей­сы до Хо­ли­хе­да, Ве­ли­ко­бри­та­ния; в осн. пе­ре­воз­ки ав­то­мо­би­лей, пас­са­жи­ров, поч­ты).

Фото Fergus Wheatley Дун-Лэаре. Маяк на восточном пирсе. 1847.

Воз­ник на мес­те ры­бац­кой де­рев­ни, су­ще­ст­во­вав­шей во­круг во­ен. ук­ре­п­ле­ния – дун (ирл. dún – форт), по­стро­ен­но­го в 480 ирл. вер­хов­ным ко­ро­лём Лэа­ре (от­сю­да назв.). С нач. 19 в. раз­ви­вал­ся как аван­порт Дуб­ли­на (про­ход су­дов ту­да за­труд­нил­ся из-за заи­ле­ния р. Лиф­фи), строи­тель­ст­во но­вой га­ва­ни на­ча­то в 1817. В 1821 пе­ре­име­но­ван в Кин­гс­таун (Kings­town) в честь по­се­тив­ше­го го­род ко­ро­ля Ве­ли­ко­бри­та­нии Ге­ор­га IV. В 1837 со­еди­нён с Дуб­ли­ном ж.-д. ли­ни­ей (пер­вая же­лез­ная до­ро­га в Ир­лан­дии). С сер. 19 в. из­вес­тен как мор. ку­рорт. В 1921 го­ро­ду воз­вра­ще­но преж­нее на­зва­ние.

В цен­тре Д.-Л. – за­строй­ка в ге­ор­ги­ан­ском и вик­то­ри­ан­ском сти­лях. Сре­ди дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: бе­ре­го­вые бас­тио­ны эпо­хи на­по­ле­о­нов­ских войн «Баш­ни Мар­тел­ло» (в од­ной баш­не – Му­зей Дж. Джой­са), гра­нит­ный ма­як на вост. пир­се (1847), Ко­ро­лев­ский Св. Ге­ор­гия яхт-клуб (1850-е гг.), быв. ж.-д. стан­ция (1854, оба зда­ния – арх. Дж. Скип­тон Мул­ва­ни), Ра­ту­ша (1877, арх. Дж. Л. Ро­бин­сон), ка­то­лич. ц. Св. Ми­хаи­ла (ар­хи­тек­то­ры Ш. Ро­те­ри, П. Мак­Ке­нн, Н. О’До­уд), зда­ние па­ром­но­го тер­ми­на­ла (1995–96, ар­хит. фир­ма «Bur­ke-­Ken­nedy Doyle»). На о. Дал­ки – зам­ки 13–15 вв., в т. ч. за­мок Го­ут c ос­тат­ка­ми ц. Св. Бег­не­та (9 в.). Пар­ки: Блэк­рок, На­род­ный, Кил­ли­ни-хилл и др.

Дуб­лин­ский уни­вер­си­тет­ский кол­ледж (фи­ли­ал Нац. ун-та Ир­лан­дии; соз­дан в 1908 на ба­зе Ко­ро­лев­ско­го, быв. Ка­то­ли­че­ско­го, ун-та, ос­но­ван­но­го в 1854); Ин-т ис­кусств, ди­зай­на и тех­но­ло­гий (1960-е гг.; совр. назв. с 1997). Нац. воен.-мор. му­зей (в быв. ц. Мо­ря­ков, 1837–65, ар­хи­тек­то­ры Дж. Уэл­ленд, Р. Бра­ун). 2 те­ат­ра. Ки­но­центр. Еже­год­но про­во­дит­ся Фес­ти­валь ми­ро­вых куль­тур (с 2001).

В эко­но­ми­ке го­ро­да (раз­ви­ва­ет­ся бы­ст­ры­ми тем­па­ми с нач. 1990-х гг.) до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (тор­гов­ля, транс­порт, ку­рорт­ное де­ло, ту­ризм). Д.-Л. из­вес­тен как ку­рорт­но-оз­до­ро­ви­тель­ный центр. Наи­бо­лее раз­ви­ты вод­ные ви­ды спор­та, осо­бен­но па­рус­ный и греб­ля (5 яхт-клу­бов), а так­же спор­тив­ная ры­бал­ка (про­во­дят­ся чем­пио­на­ты стра­ны и ми­ра), пла­ва­ние. Сре­ди спор­тив­ных объ­ек­тов – пло­щад­ки для иг­ры в гольф, за­ня­тий кон­ным спор­том, ска­ло­ла­за­ни­ем и др. Ры­бо­лов­ст­во.

В Д.-Л. и его ок­ре­ст­но­стях много древ­них па­мят­ни­ков (в т. ч. доль­ме­ны, ка­мен­ные рез­ные кре­сты 10 в. и бо­лее ран­не­го вре­ме­ни).

Вернуться к началу