Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДО́РНБИРН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 284

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Вишлёв (история); В. Н. Стрелецкий

ДО́РНБИРН (Dornbirn), го­род на за­па­де Ав­ст­рии, зем­ля Фо­рарль­берг. Нас. 43,3 тыс. чел. (2007). Рас­по­ло­жен в до­ли­не верх­не­го Рей­на, в 10 км от Бо­ден­ско­го оз. и в 8 км от гра­ни­цы со Швей­ца­ри­ей. Зна­чит. транс­порт­ный узел; ав­то­мо­биль­ные и же­лез­ные до­ро­ги (в т. ч. ав­то­бан фе­де­раль­но­го зна­че­ния За­пад –­ Вос­ток) со­еди­ня­ют Д. с др. зем­ля­ми Ав­ст­рии, а так­же с Гер­ма­ни­ей (че­рез г. Лин­дау) и Швей­ца­ри­ей (че­рез г. Санкт-Гал­лен). Аэ­ро­порт.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 895 под назв. Тор­рин­пу­ир­рон (Torrinpuirron – Двор Тор­ро; Тор­ро – имя але­манн­ско­го кре­сть­я­ни­на). В гра­мо­те 957 фи­гу­ри­ру­ет как се­ле­ние Торн­биу­ра (Thornbiura), пе­ре­дан­ное в дар Санкт-Гал­лен­ско­му мон. С 11 в. во вла­де­нии гра­фов Бре­ген­ца, с 1363 (по др. дан­ным, с 1380) – Габс­бур­гов. В 1405–08 жи­те­ли Д. под­дер­жа­ли швейц. кан­то­ны в их борь­бе за не­за­ви­си­мость. В пе­ри­од Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48 вре­мен­но за­хва­чен шве­да­ми (1647). В 1793 по­лу­чил пра­во на про­ве­де­ние яр­ма­рок. С 1805 вхо­дил в со­став Ба­ва­рии, в 1814 воз­вра­щён Авст­рии. С сер. 19 в. в Д. на­ча­ло раз­ви­вать­ся пром. про­из-во. В 1901 австр. имп. Франц Ио­сиф I да­ро­вал Д. гор. пра­во. В 1902 Д. был свя­зан элек­три­фи­цир. уча­ст­ком же­лез­ной до­ро­ги (за­крыт в 1938) с Лус­те­нау. В 1938–45, по­сле ан­шлю­са Ав­ст­рии, в со­ста­ве Гер­ма­нии.

В цен­тре го­ро­да – Ры­ноч­ная пл. со зда­ния­ми 17–18 вв.: «Крас­ный дом» (1639), ба­роч­ная ц. Св. Се­ба­сть­я­на (1826), ц. Св. Мар­ти­на (1839); мо­на­стырь ка­пу­ци­нов (ос­но­ван в 1892). Спец. выс­шая шко­ла (1994). Му­зеи: Го­род­ской (1997), ес­те­ст­вен­но-на­уч­ный «Ина­ту­ра» (2002), при­ро­ды Фо­рарль­бер­га и др. Вы­ста­воч­ный центр (в Д. еже­год­но вес­ной и осе­нью про­во­дят­ся вы­став­ки-яр­мар­ки по­тре­би­тель­ских то­ва­ров).

Круп­ней­ший го­род и ве­ду­щий эко­но­мич. центр зем­ли Фо­рарль­берг; по пром. зна­че­нию на­мно­го пре­вос­хо­дит её центр – г. Бре­генц. Б. ч. ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг. Д. – круп­ный центр ту­риз­ма, зим­них ви­дов спор­та и лет­не­го от­ды­ха для жи­те­лей Ав­ст­рии и др. аль­пий­ских стран (осо­бен­но Швей­ца­рии). В Д. и его ок­ре­ст­но­стях – об­шир­ная сеть оте­лей («Holiday Inn», «Martins­park», «Weisses Kreuz», «Fair­mo­tel Betriebsge­sells­chaft»), а так­же ми­ни-гос­ти­ниц и пан­сио­нов. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – элек­тро­тех­ни­че­ская (про­из-во элек­тро­при­бо­ров и ос­ве­тит. тех­ни­ки и др.) и лёг­кая (Д. – ис­то­рич. центр тек­стиль­но­го рай­она Фо­рарль­бер­га; тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты хлоп­ко­пря­де­ние, про­из-во три­ко­таж­ных, швей­ных, вы­ши­тых из­де­лий, гар­дин). Дей­ст­ву­ют не­боль­шие пред­при­ятия ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щей, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей и ре­зи­но­тех­ни­че­ской пром-сти, а так­же пред­при­ятия по ре­мон­ту ав­то­транс­пор­та и с.-х. тех­ни­ки. Пи­ще­вая пром-сть в осн. ори­ен­ти­ро­ва­на на пе­ре­ра­бот­ку ме­ст­ной аг­рар­ной про­дук­ции. В вост. при­го­ро­де Гют­ле – му­зей ав­то­мо­би­лей «Роллс-Ройс» (1999; ос­но­ва кол­лек­ции – ав­то­мо­би­ли 1920–30-х гг.). В при­го­ро­де Д. – фаб­ри­ка по про­из-ву шо­ко­ла­да «Milka». Сель­ская ок­ру­га Д. – глав­ный в Фо­рарль­бер­ге и один из ве­ду­щих в Ав­ст­рии рай­онов са­до­вод­ст­ва (че­реш­ня, сли­ва, яб­ло­ки), а так­же ви­но­гра­дар­ст­ва.

Вернуться к началу