Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ЛЬГЕЛЬМСХА́ФЕН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 323-324

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий

ВИ́ЛЬГЕЛЬМСХА́ФЕН (Wilhelmshaven), го­род на се­ве­ро-за­па­де Гер­ма­нии, зем­ля Ниж­няя Сак­со­ния. Нас. 84,2 тыс. чел. (2006). Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Се­вер­но­го м., в зап. час­ти за­ли­ва Яде­бу­зен. Ка­на­лом Эмс–Яде свя­зан с усть­ем р. Эмс. В. – важ­ный порт на Се­вер­ном м., глав­ный неф­тя­ной порт Гер­ма­нии (еже­год­ный гру­зо­обо­рот 15–25 млн. т в 1990–2000-е гг., силь­но варь­и­ру­ет в за­ви­си­мо­сти от цен на нефть и конъ­юнк­ту­ры на ми­ро­вом неф­тя­ном рын­ке; в ок­ре­ст­но­стях В. – боль­шие ре­зер­вуа­ры для хра­не­ния неф­ти и под­зем­ные хра­ни­ли­ща). Круп­ный узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог (глав­ные ма­ги­ст­ра­ли идут на Оль­ден­бург и Эм­ден). Па­ром­ным со­об­ще­ни­ем свя­зан с о. Гель­го­ланд. В В. на­чи­на­ет­ся неф­те­про­вод от по­бе­ре­жья Се­вер­но­го м. до Кёль­на (Вес­се­линг).

Го­род за­ло­жен в 1853 как прус­ская во­ен­но-мор­ская ба­за (от­кры­та в 1856); совр. на­зва­ние по­лу­чил в 1869 в честь ко­ро­ля Прус­сии Виль­гель­ма I. В го­ды 1-й и 2-й ми­ро­вых войн В. слу­жил од­ним из осн. цен­тров ба­зи­ро­ва­ния герм. во­ен­но-мор­ско­го фло­та. В 1937 в гор. чер­ту В. вклю­че­на тер­ри­то­рия со­сед­не­го г. Рю­ст­рин­ген. В 1943–45 В. силь­но раз­ру­шен бом­бар­ди­ров­ка­ми анг­ло-амер. авиа­ции.

Со­хра­ни­лись цер­ковь (1869–75), гор. ра­ту­ша Рю­ст­рин­ге­на (1929). Один из ту­ри­стич. объ­ек­тов в чер­те В. – ср.-век. вет­ря­ная мель­ни­ца (од­на из не­мно­гих пол­но­стью со­хра­нив­ших свой пер­во­на­чаль­ный об­лик в ме­ж­ду­ре­чье Эль­бы и Эм­са). Мор­ская об­сер­ва­то­рия. Му­зеи: Ак­ва­ри­ум, мор­ско­го су­до­ход­ст­ва и по­бе­ре­жья Се­вер­но­го мо­ря. Ху­дож. га­ле­рея. Те­ат­ры: Зе­мель­ный (се­ве­ра Ниж­ней Сак­со­нии), Го­род­ской, Мо­ло­дёж­ный, «Ни­дер­дой­че бю­не». Еже­год­ный муз. фес­ти­валь «Дни му­зы­ки в Ниж­ней Сак­со­нии» (1987).

Во­круг В. сло­жил­ся один из круп­ней­ших в ФРГ пор­то­во-пром. ком­плек­сов. Пром-сть тес­но свя­за­на с транс­порт­ны­ми функ­ция­ми эко­но­ми­ки го­ро­да. На пе­ре­ра­бот­ке им­порт­но­го сы­рья, по­сту­паю­ще­го в порт В., спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, хи­ми­че­ская пром-сть, цвет­ная ме­тал­лур­гия (за­вод «Алю­ми­ни­ум Ат­лан­тик», по­стро­ен в 1970-е гг.) и час­тич­но пи­ще­вая пром-сть (про­из-во шо­ко­ла­да, та­бач­ных из­де­лий, на­пит­ков и др.). Тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты су­до­строе­ние (в т. ч. во­ен­ное ко­раб­ле­строе­ние) и су­до­ре­монт (до­ми­ни­ро­ва­ли в струк­ту­ре ма­ши­но­строе­ния до сер. 20 в.). Со 2-й пол. 20 в. в В. дей­ст­ву­ют за­во­ды офис­но­го обо­ру­до­ва­ния (пред­при­ятия фир­мы «Олим­пия»), а так­же пред­при­ятия по про­из­вод­ст­ву на­ви­гац. при­бо­ров, тек­стиль­ных ма­шин и др. С кон. 20 – нач. 21 вв. ус­ко­рен­ны­ми тем­па­ми раз­ви­ва­ет­ся сфе­ра ус­луг (осо­бен­но сек­то­ра де­ло­вых и ин­фор­мац.-ком­му­ни­кац. ус­луг).

Вернуться к началу