Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ЙМАР

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 704-705

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Вишлёв, Л. А. Полётова, В. Н. Стрелецкий

ВЕ́ЙМАР (Weimar), го­род в Гер­ма­нии, зем­ля Тю­рин­гия. Нас. 65 тыс. чел. (2006). Рас­по­ло­жен на р. Ильм (ле­вый при­ток р. За­але). Круп­ный транс­порт­ный узел. Че­рез В. про­хо­дят ав­то­бан «За­пад – Вос­ток» и ж.-д. ма­ги­ст­раль Бер­лин – Лейп­циг – Франк­фурт-на-Май­не.

В. – важ­ный куль­тур­ный центр на­цио­наль­но­го и об­ще­ев­ро­пей­ско­го зна­че­ния. Воз­ник пред­по­ло­жи­тель­но на мес­те др.-герм. се­ле­ния с назв. Ви­ма­ри (ста­ро­не­мец­кое Wihmari – Свя­тое озе­ро). В. упо­ми­на­ет­ся в 975 как ре­зи­ден­ция гра­фов, по­ло­жив­ших на­ча­ло дво­рян­ско­му ро­ду Ор­ла­мюн­де (с 1060; с 1247 Вей­мар-Ор­ла­мюн­де). Как го­род В. на­чал раз­ви­вать­ся с сер. 13 в. Гор. пра­во по­лу­чил в 1348. С 1373 во вла­де­нии Вет­ти­нов. В 1485, с раз­де­лом до­ма Вет­ти­нов, ото­шёл к Эр­не­сти­нам (с 1531 их гл. ре­зи­ден­ция). С 1573 сто­ли­ца гер­цог­ст­ва Сак­сен-Вей­мар, в 1741–1918 – гер­цог­ст­ва (с 1815 Вел. гер­цог­ст­ва) Сак­сен-Вей­мар-Эй­зе­нах. Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. В. яв­лял­ся круп­ней­шим цен­тром герм. Про­све­ще­ния. С В. свя­за­но твор­че­ст­во И. В. Гёте и Ф. Шил­ле­ра пе­рио­да вей­мар­ско­го клас­си­циз­ма; здесь жи­ли и тво­ри­ли К. М. Ви­ланд, И. Г. Гер­дер, а так­же И. С. Бах, Ф. Лист, му­зы­кан­ты вей­мар­ской шко­лы. В 1920–46 В. – гл. го­род герм. зем­ли Тю­рин­гия. В 1919 в В. засе­да­ло Немецкое нац. со­б­ра­ние, при­няв­шее кон­сти­ту­цию Гер­ма­нии (Вей­мар­ская кон­сти­ту­ция). Пе­ри­од герм. ис­то­рии, свя­зан­ный с дей­ст­ви­ем этой кон­ститу­ции, по­лу­чил назв. Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки. В го­ды на­ци­ст­ской дик­та­ту­ры близ В. на­хо­дил­ся конц­ла­герь Бу­хен­вальд. В кон­це 2-й ми­ро­вой вой­ны (апр. 1945) В. был взят амер. вой­ска­ми и в ию­ле 1945 пе­ре­дан в Сов. зо­ну ок­ку­па­ции Гер­ма­нии. В 1949–90 в со­ста­ве ГДР, с 1990 – в ФРГ.

Веймар. Дворец Бельведер. 1724–32. Архитекторы И. А. Рихтер, Г. Г. Кроне.

Ис­то­рич. центр го­ро­да сло­жил­ся во­круг гер­цог­ско­го двор­ца (пе­ре­стро­ен в сти­ле клас­си­циз­ма в 1789–1803, ар­хи­тек­то­ры И. А. Аренс, Г. Генц; уг­ло­вая баш­ня – т. н. Бас­ти­лия, ниж­няя часть – сер. 15 в. с ре­нес­санс­ным пор­та­лом 1539–45, арх. Н. Гро­ман; зап. кры­ло – 1816–40, ны­не Двор­цо­вый му­зей; юж­ное кры­ло – 1913–14), пло­ща­дей – Гон­чар­ной (ны­не пл. Гер­де­ра; позд­не­го­тич. ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла, 1498–1500, пе­ре­стра­и­ва­лась в 1735–45; ал­тар­ный об­раз – Л. Кра­на­ха Стар­ше­го и сы­но­вей, 1550-е гг.; за­хо­ро­не­ния гер­цо­гов, 16–19 вв.) и Ры­ноч­ной (до сер. 16 в. ме­сто ры­цар­ских тур­ни­ров; дом Л. Кра­на­ха Стар­ше­го, 1549, арх. Гро­ман; Ста­рая ра­ту­ша, 1547; нео­го­тич. Ра­ту­ша, 1837, арх. Г. Гесс). От ка­мен­ных гор. ук­ре­п­ле­ний 15 в. со­хра­ни­лись Ка­зна­чей­ская и Биб­лио­теч­ная баш­ни. К по­след­ней при­мы­ка­ет т. н. Зе­лё­ный дво­рец (1562–69, пе­ре­стро­ен в 1761–66 в сти­ле позд­не­го ро­ко­ко, арх. А. Страсс­бур­гер; ны­не Центр. б-ка нем. клас­си­ки гер­цо­ги­ни Ан­ны Ама­лии, ос­но­ва­на в 1691). Гра­до­об­ра­зую­щую роль име­ют по­строй­ки в сти­ле ба­рок­ко и клас­си­циз­ма: клад­би­щен­ская ц. Св. Яко­ва (1712–13, арх. К. Рих­тер), двор­цы Бель­ве­дер (1724–32, ар­хи­тек­торы И. А. Рих­тер, Г. Г. Кро­не; ны­не Му­зей ро­ко­ко), Ти­фурт (пе­ре­стро­ен в 1776), Ан­ны Ама­лии Вит­тум (1767–69, арх. И. Г. Шле­гель; в вост. кры­ле – му­зей К. М. Ви­лан­да, с 1963). На Ста­ром (Ис­то­ри­че­ском) клад­би­ще – мо­ги­лы Гё­те, Шил­ле­ра, мав­зо­лей Кня­же­ский склеп гер­цо­гов Сак­сен-Вей­мар-Эй­зе­нах (1822–27, арх. К. В. Куд­ре). Об­лик В. так­же оп­ре­де­ля­ет­ся жи­во­пис­ны­ми пар­ка­ми, сре­ди ко­то­рых круп­ней­ший – парк Гё­те на р. Ильм (Са­до­вый до­мик Гё­те, 18 в.; т. н. Рим­ский дом – лет­няя ре­зи­ден­ция вел. гер­цо­га Кар­ла Ав­гу­ста в сти­ле клас­си­циз­ма, 1791–97, арх. Аренс). Сре­ди по­стро­ек 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.: рус. ц. Ма­рии Ма­гда­ли­ны (1860–62, по пла­ну арх. К. Г. Ф. Штрайх­ха­на; за­хо­ро­не­ние вел. гер­цо­гини Ма­рии Пав­лов­ны), зда­ния Шко­лы при­клад­но­го иск-ва (1904–07, арх. Х. К. ван де Вел­де). В 1992 ар­хит. па­мят­ни­ки и пар­ки В. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия и соз­дан Фонд вей­мар­ской клас­си­ки.

Веймар. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру перед зданием Немецкого национального театра. 1857. Скульптор Э. Ричель.

Па­мят­ни­ки: И. Г. Гер­де­ру (1850, скуль­п­тор Л. Шал­лер), И. В. Гё­те и Ф. Шил­ле­ру (1857, Э. Ри­чель), У. Шек­спи­ру (1904, О. Лес­синг). Му­зеи: Ху­дож. со­б­ра­ния В. (ос­но­ва­ны в 1809 Гё­те; вклю­ча­ют Двор­цо­вый му­зей с га­ле­ре­ей ев­роп. жи­во­пи­си 15–20 вв., со­б­ра­ние гра­фи­ки, Ху­дож. б-ку и др.), Му­зей Бау­хау­за (с 1995; в зда­нии 1823, арх. К. В. Куд­ре), ис­то­рии В., пер­во­быт­ной и древ­ней ис­то­рии Тю­рин­гии (1888), Кирмc-Кра­ков-ха­ус (в зда­нии 16 – нач. 19 вв.).

Круп­ней­шие ву­зы В. – Выс­шая шко­ла му­зы­ки им. Ф. Лис­та (ос­но­ва­на в 1872 как При­двор­ная муз. шко­ла; в т. ч. в зда­нии быв. Кня­же­ско­го до­ма, 1770–73) и ун-т Бау­ха­уз (1919; на­зва­ние не­од­но­крат­но ме­ня­лось; в 1946–96 – Выс­шая шко­ла ар­хи­тек­ту­ры и строи­тель­ст­ва), от­но­сят­ся к чис­лу ве­ду­щих ву­зов Гер­ма­нии со­от­вет­ст­вую­ще­го про­фи­ля. Муз. шко­ла им. О. Гер­сте­ра (1966). Нац. му­зей Гё­те (1886), вклю­чаю­щий до­ма-му­зеи – Гё­те (в зда­нии 1709, арх. И. Мют­цель, пе­ре­строе­но в 1792–94), Шил­ле­ра (зда­ние 1777), Ф. Лис­та (зда­ние 1798). Но­вый му­зей (1999, в зда­нии быв. гер­цог­ско­го му­зея, 1863–69; иск-во 1960–1990-х гг.).

Веймар. Дом-музей Ф. Листа.

Не­мец­кий нац. те­атр (ос­но­ван в 1791 как При­двор­ный те­атр; совр. назв. с 1919, в зда­нии 1907–08, арх. М. Литт­манн; ста­вят­ся опе­ры и ба­ле­ты), пер­вым ди­рек­то­ром ко­то­ро­го был И. В. Гё­те, муз. ру­ко­во­ди­те­ля­ми в раз­ное вре­мя – И. Н. Гум­мель, Ф. Лист, Р. Штра­ус. «Отел­ло-теа­тер» (1999), «Теа­тер дес Фри­денс» (1999), «Теа­тер­ха­ус» (1999). Вей­мар­ская гос. ка­пел­ла – один из ста­рей­ших ор­ке­ст­ров Гер­ма­нии (ос­но­ван в 1602 как При­двор­ная ка­пел­ла). Шоу-ор­кестр под рук. Х. Герт­не­ра (с 1970). Кон­церт­ный зал «Кон­гресс­центр» (1999). Фес­ти­валь совр. му­зы­ки «Via nova» (с 2000). Фес­ти­валь ис­кусств (еже­год­ный; в 2005 по­свя­щён Лис­ту).

В. – один из ве­ду­щих на вос­то­ке Гер­ма­нии цен­тров ту­риз­ма. В струк­ту­ре эко­но­ми­ки го­ро­да рез­ко до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг. Пром. зна­че­ние не­ве­ли­ко; наи­бо­лее раз­ви­ты при­бо­ро­строе­ние и с.-х. ма­ши­но­строе­ние.

Лит.: Heinemann A., Scheidig W., Iwan W. Weimar. 4. Aufl. B.; Weimar, 1965; Мар­кин Ю. П. Варт­бург. Ай­зе­нах. Эр­фурт. Вай­мар. М., 1995; Weimar. Lexikon zur Stadtge­schi­chte / Hrsg. von G. Günther u. a. 2. Aufl. Wei­mar, 1997; Schmidt-Möbus F., Möbus F. Kleine Kulturgeschichte Weimars. Köln, 1998; Stein­feld Th. Weimar. Stuttg., 1998.

Вернуться к началу