Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛО́НЬЯ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 729-731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина, П. С. Павлинов, Е. С. Токарева
Болонья. Панорама центра города с собором Сан-Петронио.1390–1659. Архив В. М. Паппе

БОЛО́НЬЯ (Bologna), го­род в Сев. Ита­лии, адм. центр обл. Эми­лия-Ро­ма­нья и пров. Бо­ло­нья. Нас. 367,2 тыс. чел. (2005). Рас­по­ло­жен у под­но­жия Сев. Апен­нин, у вы­хо­да на Па­дан­скую рав­ни­ну рек Ре­но и Са­ве­на. Важ­ный транс­порт­ный узел на пе­ре­се­че­нии пу­тей, свя­зы­ваю­щих Сев. и Центр. Ита­лию; су­доход­ным ка­на­лом со­еди­нён с р. По. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Дома-башни Азинелли и Гаризенда.

Пер­вое по­се­ле­ние на тер­ри­то­рии Б. от­но­сит­ся к брон­зо­во­му ве­ку. В 9–6 вв. до н. э. Б. – один из цен­тров культуры Вил­ла­но­ва. С 6 в. на­зы­ва­лась Фель­си­на (Felsina) и яв­ля­лась сто­ли­цей эт­ру­сков. В сер. 4 в. за­воё­ва­на кельт. пле­ме­нем бой­ев, от ко­то­рых по­лу­чи­ла на­зва­ние. С 189 римская ко­ло­ния Бо­но­ния (Bononia). В 53 силь­но по­стра­да­ла от по­жа­ра. Ок. 400 в Б. уч­ре­ж­де­но епи­скоп­ст­во. В 493 за­хва­че­на ост­го­та­ми. По­сле втор­же­ния в Сев. Ита­лию в 568 лан­го­бар­дов пе­ре­шла под власть Ра­венн­ско­го эк­зар­ха­та. В 727–728 за­хва­че­на лан­го­бар­да­ми, в 774 за­воё­ва­на фран­ка­ми. С кон. 8 в. на­хо­ди­лась под па­тро­на­том па­пы. К нач. 11 в. Б. – од­на из круп­ней­ших ср.-век. итал. ком­мун, хо­тя пра­ва­ми гор. ком­му­ны рас­по­ла­га­ла лишь с 1116. В 1158 по­лу­чи­ла осо­бые при­ви­ле­гии от имп. Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии. С 1167 в со­ста­ве Лом­бард­ской ли­ги. В 1256 в Б. ос­во­бо­ж­де­ны кре­по­ст­ные (сер­вы). В 13 в. ста­ла тор­го­вым и ре­мес­лен­ным цен­тром ев­роп. зна­че­ния и во­шла в чис­ло 10 круп­ней­ших го­ро­дов Ев­ро­пы. В 1327–36, 1361–75 на­хо­ди­лась под вла­стью па­пы Рим­ско­го, в 1337–49 – под вла­стью се­мей­ст­ва Пе­по­ли, в 1350–60 – се­мей­ст­ва Вис­кон­ти. В 1376–1400 Б. – не­за­ви­си­мая рес­пуб­ли­ка. В 1401–1506 уп­рав­ля­лась се­мей­ст­вом Бен­ти­во­льо. В 1512 при­сое­ди­не­на к пап­ско­му гос-ву; ос­та­ва­лась в его со­ста­ве до 1860, за ис­клю­че­ни­ем 1797–1815, ко­гда вхо­ди­ла в соз­дан­ные На­по­ле­о­ном в Сев. Ита­лии го­су­дар­ст­ва (Ци­заль­пин­ская рес­пуб­ли­ка, Итал. рес­пуб­ли­ка, Итал. ко­ро­лев­ст­во), за­ви­си­мые от Фран­ции. В 1831, 1846 и 1849 Б. – центр вос­ста­ний под ло­зун­га­ми объ­е­ди­не­ния Ита­лии и об­ра­зо­ва­ния де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­ки. 18.3.1860 во­шла в со­став еди­но­го итал. гос-ва. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ва­на Гер­ма­ни­ей (сент. 1943), ста­ла важ­ным цен­тром Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Ос­во­бо­ж­де­на в хо­де Ап­рель­ско­го вос­ста­ния 1945.

«Театро Комунале». Зрительный зал.

Об­лик Ста­ро­го го­ро­да с уз­ки­ми пря­мы­ми ули­ца­ми и сплош­ны­ми га­ле­рея­ми ар­кад 1-го эта­жа сло­жил­ся к 15 в. Его центр об­ра­зу­ют ан­самб­ли пло­ща­дей: Ма­д­жо­ре – с собором Сан-Пе­тро­нио (1390–1659, не до­строен; скульп­ту­ра пор­та­ла 1425–38, Яко­по дел­ла Квер­ча), го­тич. Па­лац­цо Ко­му­на­ле (13 в., пе­ре­строй­ки 1425–28; пор­тал арх. Г. Алес­си, 1550–1555; ны­не му­зей), Па­лац­цо дель-По­дес­та (13 в., пе­ре­строе­но в 15 в., арх. А. Фио­ра­ван­ти) и ар­ка­да­ми 16 в. (арх. Дж. да Винь­о­ла); Неп­ту­на – с «Двор­цом ко­ро­ля Эн­цо» (1246) и фон­та­ном (1566, скульп­тор Джам­бо­ло­нья); Пор­та-Ра­вень­я­на – с ха­рак­терны­ми на­клон­ны­ми до­ма­ми-баш­ня­ми Ази­нел­ли (1009–1119) и Га­ри­зен­да (1110). Ре­нес­санс­ные двор­цы: Бе­ви­ла­к­ва (с 1474), Бен­ти­во­льо (1551–55) и Ар­кид­жин­на­зио (15–16 вв.; б-ка, до 1803 зда­ние ун-та). Цер­ков­ная ар­хи­тек­ту­ра пред­став­ле­на: ро­ман­ским ком­плек­сом мон. Сан-Сте­фа­но (ос­но­ван в 5 в.) c ц. Сан-Се­польк­ро (вос­про­из­во­дя­щей ин­терь­ер Хра­ма Гро­ба Гос­под­ня в Ие­ру­са­ли­ме); ба­зи­ли­ка­ми Ви­та­лия и Аг­ри­ко­лы (пе­ре­строе­на в 8 и 11 вв.); Сан-До­ме­ни­ко (1221–33; ин­терь­ер 1728–1732; гроб­ни­ца св. До­ми­ни­ка, 1264–67, Н. Пи­за­но, ста­туи ан­ге­ла, свя­тых Пе­тро­ния и Про­кла ра­бо­ты Ми­ке­ланд­жело); ц. Сан-Фран­че­ско (1236–63) и ц. Сан-Джа­ко­мо-Мад­жо­ре (с 1267); ка­фед­раль­ным со­бо­ром Сан-Пьет­ро (за­ло­жен в нач. 10 в., пе­ре­стро­ен в кон. 16 в., арх. П. Ти­баль­ди; фа­сад 1746–48).

Б. – один из важ­ных куль­тур­ных цен­тров стра­ны; здесь со­сре­до­то­че­но так­же зна­чит. чис­ло н.-и. уч­ре­ж­де­ний (в т. ч. Центр ядер­ных ис­сле­до­ва­ний), за что го­род час­то на­зы­ва­ют «Италь­ян­ской си­ли­ко­но­вой до­ли­ной». Ака­де­мия изящ­ных ис­кусств (1710), Ака­де­мия на­ук Б. (1711), С.-х. ака­де­мия (1807), Итал. ака­де­мия эко­но­ми­ки (1813). Бо­лон­ский уни­вер­си­тет. Св. 200 биб­лио­тек, в т. ч. б-ка Кар­дуч­чи (1907), б-ка Сан-До­ме­ни­ко (1218) и др. Св. 43 му­зеев, в т. ч. Гор. ар­хео­ло­гич. (ос­но­ван в 1881), Нац. пи­на­ко­те­ка (1808), га­ле­рея Да­виа-Бар­д­жел­ли­ни (дво­рец 1658), Га­ле­рея со­вре­менного иск-ва и др. Те­ат­ры: Аре­на-дель-Со­ле, Де­он, Ду­зе, дет­ский Те­атр Тес­то­ни и др.

Во 2-й пол. 14–18 вв. Б. бы­ла од­ним из цен­тров ев­роп. муз. куль­ту­ры; с Б. свя­зан рас­цвет ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки 17 в. (т. н. бо­лон­ская шко­ла: Дж. Б. Ви­та­ли, Дж. То­рел­ли и др.). В 18 в. муз. жизнь го­ро­да оп­ре­де­ля­ла Фи­лар­мо­нич. ака­де­мия (ос­но­ва­на в 1666). «Те­ат­ро Ко­му­на­ле» (от­крыт в 1763; зда­ние – 1756, Ан­то­нио Гал­ли-Биб­бие­на; пе­ре­страи­вал­ся) – один из луч­ших опер­ных те­ат­ров совр. Ита­лии. Кон­сер­ва­то­рия (ос­но­ва­на в 1804 как Муз. ли­цей; в 1925 на­зва­на име­нем Дж. Б. Мар­ти­ни, уро­жен­ца Б.). Цен­ные ру­ко­пи­си и ста­рин­ные нот­ные из­да­ния хра­нят­ся в Гор. муз.-биб­лио­гра­фич. му­зее (до 1959 Муз. б-ка им. Мар­ти­ни). Ме­ж­ду­нар. кон­курс ком­по­зи­то­ров «[Па­мя­ти жертв те­рак­та] 2 ав­гу­ста» (с 1994, еже­год­ный).

Б. – тра­диц. ме­сто про­ве­де­ния ме­ж­ду­нар. яр­ма­рок и вы­ста­вок (в т. ч. круп­ной с.-х. яр­мар­ки в ию­не; яр­мар­ки дет­ской кни­ги в мар­те). Фут­боль­ный клуб «Бо­ло­нья», бас­кет­боль­ные клу­бы «Фор­ти­ту­до» и «Вир­тус» – не­од­но­крат­ные чем­пио­ны Ита­лии, ря­да ев­ропейских тур­ни­ров.

Круп­ные пред­при­ятия ра­дио­тех­ни­че­ской и ра­дио­элек­трон­ной пром-сти, стан­ко­строе­ние и при­бо­ро­строе­ние, пи­ще­вая (ма­ка­ро­ны, са­хар, фрук­то­вые кон­сер­вы, кон­ди­тер­ские из­де­лия, сы­ры, му­ка и др.), хи­мич. (удоб­ре­ния, пла­ст­мас­сы и др.), фар­ма­цев­тич., та­бач­ная, по­ли­гра­фич. от­рас­ли. Про­из-во обо­ру­до­ва­ния для пи­ще­вой и хи­мич. пром-сти, трак­то­ров, ки­но- и фо­то­ап­па­ра­ту­ры, тка­ней и оде­ж­ды (в Б. впер­вые бы­ла из­го­тов­ле­на син­те­тич. ткань, из­вест­ная под назв. «бо­ло­нья»), обу­ви и др. Близ го­ро­да, в Сас­со-Мар­ко­ни, – Дом-му­зей Г. Мар­ко­ни.

Лит.: Tibalducci G.  Bologna. Torino, 1960; Bologna. Bologna, 1995. Vol. 1–4; Breve­glieri W. Bologna 1950–2000. 2 ed. [Bolo­gna], 2002.

Вернуться к началу