Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОТА́РИ

П. Ротари. Портрет княгини А. А. Голицыной. 1759. Третьяковская галерея (Москва).

РОТА́РИ (Rotari) Пьет­ро (Пьет­ро Ан­то­нио) [30.9.1707, Ве­ро­на – 31.8(11.9).1762, С.-Пе­тер­бург], итал. жи­во­пи­сец, граф. Учил­ся в Ве­ро­не у А. Ба­ле­ст­ры, в Ри­ме (1728–34) у Ф. Тре­ви­за­ни, в Неа­по­ле (нач. 1730-х гг.) у Ф. Со­ли­ме­ны. Ра­бо­тал в Ве­не­ции (1725–27), Ве­ро­не (с 1734), с 1750 – в Ве­не, Дрез­де­не, Мюн­хе­не. В 1757 прие­хал в С.-Пе­тер­бург по при­гла­ше­нию имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны; не­од­но­крат­но её порт­ре­ти­ровал (1760, ГРМ, и др.), так­же вел. кн. Ека­те­ри­ну Алек­се­ев­ну (1761?, ГТГ) и пред­ста­ви­те­лей рус. зна­ти. Идеа­ли­за­ци­ей и не­за­уряд­ным ко­ло­ри­стич. мас­тер­ст­вом от­ме­че­ны ка­мер­ные порт­ре­ты Р. (Ав­то­порт­рет; Б. Ф. Рас­трел­ли, 1756–1762; оба – ГРМ, и др.); они по­влия­ли на сло­же­ние иск-ва А. П. Ан­тро­пова, И. П. Ар­гу­но­ва (см. Ар­гу­но­вы), Ф. С. Ро­ко­то­ва. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись т. н. го­лов­ки Р. (изо­бра­же­ния чи­таю­щих, меч­таю­щих или спя­щих ми­ло­вид­ных де­ву­шек) в ду­хе ро­ко­ко, от­ли­чаю­щие­ся ма­нер­ной гра­ци­оз­но­стью, свет­лым ко­ло­ри­том. По­сле смер­ти Р. имп. Ека­те­ри­на II при­об­ре­ла св. 360 по­доб­ных его ра­бот для ук­ра­ше­ния од­но­го из за­лов Боль­шого двор­ца в Пе­тер­го­фе (т. н. Ка­би­нет муз и гра­ций), так­же Ки­тай­ско­го двор­ца в Ора­ни­ен­бау­ме и Гат­чин­ско­го двор­ца. Пи­сал ал­тар­ные об­ра­зы (напр., «Ро­ж­де­ст­во Спа­си­те­ля» для Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры в С.-Пе­тер­бур­ге), кар­ти­ны на ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты («Алек­сандр Ма­ке­дон­ский и Рок­са­на», Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург, и др.).

Лит.: Barbarani E. P. Rotari. Verona, 1941.

Вернуться к началу