Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕМУ́ХИН

В. Н. Немухин. «Композиция». 1964.

НЕМУ́ХИН Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич (р. 12.2.1925, дер. При­лу­ки Ка­луж­ской обл.), рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, поч. чл. РАХ (2008). Учил­ся в Мо­ск­ве – у П. Е. Со­ко­ло­ва (1943), в изо­сту­дии ВЦСПС (1943–46) и во МХИ (с 1957; вско­ре ис­клю­чён). В 1950-е гг. ра­бо­тал офор­ми­те­лем и пла­ка­ти­стом. В 1959 по­зна­ко­мил­ся с О. Я. Ра­би­ным; чл. Лиа­но­зов­ской груп­пы. Один из ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей не­офи­ци­аль­но­го иск-ва, Н. уча­ст­во­вал во мно­гих вы­став­ках моск. ан­дер­гра­ун­да (в т. ч. в «буль­до­зер­ной вы­став­ке» 1974) и в ря­де за­ру­беж­ных (с 1965; США, Поль­ша, Ита­лия, Фран­ция). С 1990-х гг. жи­вёт в Гер­ма­нии и в Мо­ск­ве. В ран­нем твор­че­ст­ве за­мет­ны влия­ния ку­биз­ма и аб­ст­рак­цио­низ­ма. С 1960-х гг. раз­ра­ба­ты­вал свое­об­раз­ный ва­ри­ант ин­фор­маль­но­го иск-ва (см. Та­шизм), ис­поль­зуя пре­им. сме­шан­ную тех­ни­ку (жи­во­пись, гра­фи­ка, кол­лаж); соз­да­вал контр­рель­е­фы. Один из сквоз­ных мо­ти­вов иск-ва Н., имею­щий зна­ко­вый ха­рак­тер, – иг­раль­ные кар­ты («В по­кер на пля­же», 1965, му­зей «Дру­гое искус­ст­во» при РГГУ, Мо­ск­ва; «Не­за­кон­ченный пась­янс», 1966; се­рия «Буб­но­вый ва­лет», c кон. 1960-х гг.; «Джо­кер № 5», 1988; «Иг­раль­ные кар­ты», 2007, и др.). С 1980-х гг. об­ра­тил­ся к скульп­ту­ре: се­рия «ком­по­зи­ций-по­свя­ще­ний» Д. М. Крас­но­пев­це­ву, Э. А. Штейн­бер­гу, П. Се­зан­ну, В. Г. Вейс­бер­гу (все – брон­за, 1983–87), «Суб­бо­та. Ша­бат. Сту­лья в праж­ской си­на­го­ге» (брон­за, 1993), «Де­ре­вян­ная фи­гу­ра. Кон­ст­рук­ти­ви­ст­ская ком­по­зи­ция» (1997), «Яй­цо» (фар­фор, над­гла­зур­ная эмаль, де­ре­во, рос­пись, 2007) и др. Ис­пол­нил се­рии та­релок из фар­фо­ра (с рос­пи­сью «в ду­хе су­пре­ма­тиз­ма», 1990-е гг.; «Те­ат­раль­ный сю­жет», 2005). Ра­бо­та­ет так­же в об­лас­ти ин­стал­ля­ций. Про­из­ве­де­ния Н. на­хо­дят­ся в Му­зее Люд­ви­га в Кёль­не, Му­зее совр. иск-ва в Нью-Йор­ке, ГТГ, во мно­гих ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях [Н. Дод­жа в США (св. 100 ра­бот) и др.].

Лит.: Кус­ков С. В. Не­му­хин. М., 1992; Дру­гое ис­кус­ст­во: Мо­ск­ва 1956–1988. М., 2005; Ураль­ский М. Не­му­хин­ские мо­но­ло­ги. Порт­рет ху­дож­ни­ка в ин­терь­е­ре ан­де­гра­ун­да. М., 2011.

Вернуться к началу