Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТВЕ́РПЕН

Авторы: Л.А. Аксёнова, А.С. Намазова, В.М. Паппе /2005/, /2016/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/

АНТВЕ́РПЕН, Ан­вер (флам. Ant­wer­pen, франц. An­vers; на­зва­ние от флам. Aen’t wert – у вер­фи), го­род на се­ве­ре Бель­гии, во Фламандском регионе (Флан­д­рии), административный центр провинции Антвер­пен. Население 527,8 тыс. чел. (2019), 2-й по числу жителей в стране после Брюсселя, крупнейший во Фламандском регионе; образует агломерацию с населением ок. 1,1 млн чел. Рас­по­ло­жен на р. Шель­да и ка­на­ле Аль­бер­та, в 80 км от побережья Се­вер­но­го мо­ря; на севере выходит на границу с Нидерландами. Автомобильными магистралями связан с городами Брюссель, Гент, Брюгге, Хасселт и Льеж в Бельгии, Эндховен, Бреда и Берген-оп-Зом в Нидерландах. Узел железных дорог; высокоскоростное железнодорожное сообщение с Брюсселем, Амстердамом и Парижем. Железнодорожный вокзал Антверпен-Центральный (1905); железнодорожная станция Antwerpen-Noord – одна из крупнейших в Европе сортировочных станций. Второй по величине грузооборота морской порт Ев­ро­пы (238,2 млн т грузов, 2019; 11,86 млн контейнеров ДФЭ, 2019), уступает только Роттердаму. Дли­на при­чаль­ного фронта 151 км (2012). В структуре грузооборота порта 58% приходится на контейнерные грузы, 30% – на наливные, по 6% – на генеральные и насыпные (2019). Име­ет важ­ное тран­зит­ное зна­че­ние. Ме­ж­ду­народный аэ­ро­порт (1923, на юго-восточной окраине города; 306,3 тыс. пассажиров и 2,6 тыс. т грузов, 2019; архитектор здания С. Ясин­ски). Трамвай (1873, электрифицирован с 1902), некоторые участки проходят под землёй (т. н. пре-метро или метро, 1-й участок сооружён в 1975).

История

Впер­вые А. упо­ми­на­ет­ся в 726. С 1008 ре­зи­ден­ция марк­гра­фа. Ок. 1100 при­сое­ди­нён к гер­цог­ст­ву Бра­бант. В 1291 по­лу­чил гор. пра­во. С 1313 в со­ста­ве Ган­зы, иг­рал важ­ную роль в по­сред­нической тор­гов­ле с Анг­ли­ей. С 1430 под вла­стью Бур­гунд­ско­го гер­цог­ст­ва, с 1477 во вла­де­нии Габс­бур­гов. С 12 в. раз­ви­ва­ет­ся как центр ре­мё­сел и тор­гов­ли, к сер. 16 в. пре­вра­тил­ся в тор­го­вый и фи­нан­со­вый центр ми­ро­во­го зна­че­ния и один из бо­га­тей­ших го­ро­дов Ев­ро­пы. Во вре­мя Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. стал аре­ной ост­рой по­ли­тической борь­бы (Ико­но­бор­че­ское вос­ста­ние 1566 и др.). В 1576 ра­зо­рён исп. вой­ска­ми, по­сле че­го в 1579 при­сое­ди­нил­ся к Ут­рехт­ской унии. В 1585 за­хвачен ис­пан­ца­ми. Исп. гос­под­ство, бло­ка­да устья р. Шель­да гол­ланд­ца­ми с 1609, за­тем её за­кры­тие для тор­гов­ли по ус­ло­ви­ям Вест­фаль­ско­го ми­ра 1648 ли­ши­ли А. бы­ло­го эко­но­мич. зна­че­ния. В 1815–30 в со­ста­ве Ни­дер­ланд­ско­го Ко­ро­лев­ст­ва, с 1830 – в Ко­ро­лев­ст­ве Бель­гия. По­сле вы­ку­па бельгийским пра­ви­тель­ст­вом у Ни­дерлан­дов пра­ва тор­гов­ли по р. Шель­да (1863) вновь при­об­рёл зна­че­ние круп­но­го тор­го­во­го цен­тра. В период 2-й мировой войны оккупирован Германией в 1940, освобождён британскими войсками в 1944. 

Архитектура

«Фонтан Брабо» на площади Гроте-маркт.

Го­род раз­де­лён ре­кой, но не име­ет мос­тов (бе­ре­га со­еди­не­ны тун­не­ля­ми, про­ло­жен­ны­ми под р. Шель­да). Жи­во­пис­ная ста­рая часть А. рас­по­ло­же­на на вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки. Ря­дом с ро­ман­ским зам­ком Стен (пе­ре­стро­ен в позд­не­го­тич. сти­ле в 1520–21; ны­не Нац. мор­ской му­зей) воз­вы­ша­ет­ся го­тический 7-нефный ка­фед­раль­ный со­бор Нотр-Дам (Он­зе-ли­ве-Врау­экерк, 1352–1616, арх. И. П. Ап­пел­манс; сев. баш­ня со­бо­ра в сти­ле пла­менею­щей го­ти­ки, 1521–30; ал­тар­ные кар­ти­ны П. П. Ру­бен­са и вит­ра­жи 16–17 вв.). Там же на­хо­дят­ся ка­пел­лы Св. Ни­ко­лая (14 в.) и Бур­гунд­ская (15 в.), ц. Св. Иа­ко­ва (1491–1507; над­гро­бие Ру­бен­са). Ре­нес­санс­ные церк­ви Св. Ан­то­ния Па­ду­ан­ско­го (1589), Св. Пав­ла (16 в.), ба­роч­ные церк­ви Св. Ав­гу­сти­на (1615–18; ал­тар­ные кар­ти­ны Ру­бен­са, Я. Йор­дан­са, А. ван Дей­ка) и Св. Кар­ла Бор­ро­мея (1615–21, ар­х. П. Хёйс­сенс и Ф. Агий­он); ре­нес­санс­ная Ра­ту­ша (1561–65, арх. К. Фло­рис), пе­ред ней – «Фон­тан Бра­бо» (1887, скульптор Ж. М. Т. Лам­бо). Сре­ди др. па­мят­ни­ков – «Ста­рая бир­жа» (1515), пат­ри­ци­ан­ские до­ма 16–18 вв. в сти­ле ба­рок­ко, в т. ч.: Дом бур­го­ми­ст­ра Н. Ро­кок­са, Дом Ван Сус­те­ре­на-Ро­озе (позд­нее Ко­ро­лев­ский дво­рец, 1743–45; ны­не Ме­ж­ду­нар. куль­тур­ный центр) и «Ав­ст­рий­ский дво­рец» (1749, ны­не Банк Па­ри­ба; оба – арх. Я. П. ван Ба­урс­хейдт); клас­си­ци­стич. зда­ние Ко­ро­лев­ско­го гол­ланд­ско­го те­ат­ра (1827–34, арх. П. Бур­ла; ны­не Ко­ро­лев­ский нац. те­атр). На мес­те сне­сён­ных кре­по­ст­ных стен 16 в. про­ло­же­но по­лу­коль­цо буль­ва­ров, от­де­ляю­щих ста­рый го­род от но­вой его час­ти, где раз­мес­ти­лись квар­та­лы с совр. зда­ния­ми, ши­ро­ки­ми ули­ца­ми, пло­ща­дя­ми и пар­ка­ми. В но­вых рай­онах пре­об­ла­да­ет эк­лек­тич. за­строй­ка: нео­го­тич. зда­ние Бир­жи (1868–72, арх. Й. Схад­де), не­оре­нес­санс­ный Центр. вок­зал (1895–1905, арх. Л. де ла Сен­се­ри), зда­ния в сти­лях мо­дерн (рай­он ­Ко­гелс – Оси­лей) и ар де­ко; вы­сот­ное зда­ние «То­рен­ге­бау» (1930–31, ар­х. Ж. ван Ху­ма­кер, Й. Смол­де­рен и Э. ван Авер­бе­ке; счи­та­ет­ся пер­вым не­бо­скрё­бом в Ев­ро­пе). Жи­лые ком­плек­сы Кил (1950–55, арх. Р. Брам и др.), Люх­тбал (1955, арх. Х. ван Кёйк) и др. Ряд пред­при­ятий рас­по­ло­же­ны вдоль р. Шель­да; внеш­нее коль­цо го­ро­да со­став­ля­ют пром. рай­оны (поч­ти не­пре­рыв­ная по­ло­са за­во­дов и жи­лых ра­бо­чих квар­та­лов). Не­отъ­ем­ле­мая часть пей­за­жа – мно­го­численные ци­лин­д­рич. неф­те­хра­ни­ли­ща и сфе­рич. газ­голь­де­ры.

Центры науки и культуры

Кафедральный собор Нотр-Дам. 1352–1616. Фото А. И. Нагаева

В А. на­хо­дят­ся Ко­ро­лев­ская ака­де­мия изящ­ных ис­кусств (ос­но­ва­на в 1663), Антверпенский университет (совр. статус и название с 2003), Ко­ро­лев­ская кон­сер­ва­то­рия (1898, в 1993 добавлены специализации в джазовой и популярной музыке), Королевский филармонический оркестр Фландрии (1956, современное название с 1983). Му­зей ис­то­рии, ар­хео­ло­гии и при­клад­ных ис­кусств (в зда­нии «До­ма мяс­ни­ков», 1501–1503, арх. Х. Де Ва­ге­ма­ке­ре), Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кус­ств (с 1810; нео­бароч­ное зда­ние 1877–90, ар­х. Ж. Ж. Вин­дерс и Ф. ван Дик; кол­лек­ция зап.-ев­роп. иск-ва), Дом ти­по­гра­фов 16–17 вв. К. План­те­на и Б. Морету­са (по­стро­ен в 1576–80; му­зей с 1876), Му­зей Ф. Май­е­ра ван ден Бер­га (с 1904, со­б­ра­ние ста­ро­ни­дерл. жи­во­пи­си и скульп­ту­ры), Го­род­ской гра­вюр­ный ка­би­нет (с 1938), Му­зей Смид­та ван Гел­де­ра (с 1950; со­б­ра­ние при­клад­но­го иск-ва), Му­зей скульп­ту­ры на от­кры­том воз­ду­хе в пар­ке Мид­дел­хейм (с 1950), Дом Ру­бен­са (ок. 1610–18, по про­ек­ту Ру­бен­са; му­зей с 1946), Дом Я. Йор­дан­са (по­стро­ен в 1641), Му­зей совр. искусства (с 1987). Ба­лет Флан­д­рии (с 1969), Ни­дерл. ка­мер­ный те­атр. 

Спорт

Столица VII Олимпийских игр (14.8.–12.9.1920); большинство соревнований проходили на «Олимпиш Стадион» (1920; ок. 13 тыс. мест). В 1937 в А. организована III Рабочая Олимпиада. Футбольный клуб «Антверпен» (1880; считается старейшим в Бельгии) – 4-кратный чемпион (1929, 1931, 1944, 1957) и 2-кратный обладатель Кубка страны (1985, 1992), финалист Кубка обладателей кубков (1993); принимает соперников на «Босюйль Стадион» (1923; после модернизации 2018 насчитывает 15 042 места), где также состоялись матчи чемпионата Европы по футболу (1972; полуфинал) и Кубка обладателей кубков (1963/64; ответный финальный матч). Другим популярным клубом А. являлся «Беерсхот» (1899, расформирован в 2013; воссоздан под своим оригинальным названием в 2019)  7-кратный чемпион Бельгии (с 1922 по 1939), обладатель Кубка Бельгии (1971, 1979, 1999 и 2005). Команда по баскетболу «Антверпен Джайнтс» (1995)  чемпион Бельгии 2000, 3-й призёр Лиги чемпионов ФИБА 2019 («Финал четырёх» турнира прошёл в А.). В 195868 мужская волейбольная команда «Брабо» (ныне не существует) 11 раз подряд становилась чемпионом Бельгии. В 2013 во дворце спорта А. (построен в 1933; реконструирован в 2013; до 23 тыс. мест на спортивных мероприятиях) проводился чемпионат мира по спортивной гимнастике. Также в А. проходили: чемпионаты мира по велогонкам на треке (1894, 1905, 1920, 1969 и 2001), спортивной гимнастике (1903  первый в истории), спортивной акробатике (1988 и 2018); чемпионаты Европы по хоккею с шайбой (1923), футзалу (2014), волейболу среди женщин (2015), и др. Проводится традиц. турнир Женской теннисной ассоциации (WTA) в категории «премьер», с 2016 – мужской турнир АТП. А. признан европ. спортивной столицей года (2013).

Хозяйство

Современный А. – важ­ный промышленный, транс­порт­ный, тор­го­во-фи­нан­со­вый и крупнейший в Европе нефтехимический центр. Здесь сосредоточены промышленные комплексы ведущих компаний химической индустрии мира («Dow Chemical Company», «Total», «ExxonMobile»,«BASF» и др.). Пром-сть ба­зи­ру­ет­ся в основном на пе­ре­ра­бот­ке им­порт­но­го сы­рья. Нефть доставляется танкерами (5,3 млн т в 2019), а также по неф­те­про­во­ду из Рот­тер­да­ма (29,5 млн т в 2019) на четыре местных НПЗ. В А. (с при­го­ро­да­ми) cконцентрировано ок. 1/2 предприятий химической промышленности Бельгии (2016). Производство широкого спектра химической продукции: минеральных удоб­ре­ний, ла­ков, крас­ок, а также пласт­мас­с, по­ли­эти­лена, син­те­тич. кау­чука и др.). Предприятия су­до­строе­ния, цвет­ной ме­тал­лур­гии, элек­тро­тех­ни­ки и элек­тро­ни­ки, про­из-ва ал­маз­ных бу­ро­вых ин­ст­ру­мен­тов, де­рево­об­ра­бот­ки, цементной, бу­маж­ной и пи­ще­вой пром-сти. А. – ми­ро­вой центр гра­не­ния ал­ма­зов, тор­гов­ли брил­ли­ан­та­ми и их ре­экс­пор­та (товарооборот алмазобриллиантового комплекса А. составил 48 млрд долл. в 2016). Антверпенский мировой алмазный центр (АМАЦ).

На се­ве­ре аг­ло­ме­ра­ции, в Ду­ле, – АЭС (установлены 4 энергоблока, мощность 2919МВт). К 2025 планируется закрытие АЭС в связи с окончанием сроков эксплуатации всех 4 энергоблоков. 

Лит.: Génard P. An­vers а̀ trav­ers les âges. Brux., 1886–1892. 2 vol.; Гер­ман М. Ю. Ан­твер­пен. Гент. Брюг­ге: Го­ро­да ста­рой Флан­д­рии. Л., 1974; Tijs R. Antwerpen: historisch portret van een stad. Tielt, 2001.

Вернуться к началу