Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОКОВ

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

СО́КОВ Леонид Петрович (р. 11.10.1941, село Михалёво, ныне деревня Ржевского района Тверской области – 6.4.2018, Нью-Йорк), российский скульптор, живописец, график, автор объектов и инсталляций. В 1964–69 учился в МВХПУ с перерывом на срочную военную службу. В годы учёбы увлёкся скульптурой модернизма. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов, оформлял детские площадки, парки, общественные здания. С конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, подчёркнуто необработанного, грубого дерева, нередко окрашенные («Чурбан», 1973, ГТГ), с добавлением движущихся механизмов, источников электрического света и т.д. С 1973 участвовал в выставках художников-нонконформистов, в 1976 в мастерской С. прошла коллективная выставка неофициальных художников. К середине 1970-х гг. особенностью художественного языка С. стало буквальное скульптурное изображение больших природных объектов или явлений (моря, облаков, созвездий, с использованием плексигласа, пластика, керамики, фарфора и др.), гротескно увеличенных предметов советской повседневности, абстрактных понятий («Угол зрения», 1976, собрание Г. Брандса, Швейцария). В результате образовался особый синтез концептуального искусства, соц-арта и поп-арта. С 1974 С. создал ряд работ, ярко представляющих скульптуру соц-арта («Грозящий палец», 1974, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси; «Очки для каждого советского человека», 1976, собрание И. Цуканова; «Прибор для определения национальности», 1977, собрание Г. Брандса, Швейцария). В 1979 через Вену эмигрировал в США, живёт в Нью-Йорке. В 1980-х гг. произведения С. были основаны на принципе столкновения противоположных друг другу символов искусства, политики, массовой культуры: Сталина и Гитлера, молота и доллара и т. д. [«Русская эмблема», 1979, собрание автора; «Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)», 1989, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк, и др.]. Для творчества С. характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме, например, отсылающей к народной игрушке («Хрущёв-неваляшка», 1983, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси) или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) и позволяющая обозначить стиль С. как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт». В 2001 С. представлял Россию на Венецианской художественной биеннале.

Лит.: Tupitsyn M. Sots Art. (Cat.). N.Y., 1986; Холмогорова О. В. Соц-арт. М., 1994; Leonid Sokov: sculptures, paintings, objects, installations, documents, articles. St. Petersburg, 2000; Леонид Соков. Угол зрения. (Кат.). М., 2012.

  • СО́КОВ Леонид Петрович (р. 11.10.1941), российский скульптор, живописец, график, автор объектов и инсталляций (2016)
Вернуться к началу