Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШПАЛЕ́РА

Архив БРЭ Шпалера «Зверь, выходящий из моря» из цикла «Анжерский Апокалипсис». Ок. 1380. «Галерея Апокалипсиса» в замке города Анже.

ШПАЛЕ́РА (нем. Spalier, от итал. spal­liera), стен­ной без­вор­со­вый од­но­сто­рон­ний ко­вёр с сю­жет­ны­ми и ор­на­мен­таль­ны­ми ком­по­зи­ция­ми, вы­ткан­ный в тех­ни­ке реп­со­во­го уто́ч­но­го пе­ре­пле­те­ния. Ш. вы­пол­ня­лись из шер­сти и шёл­ка на спец. руч­ных ткац­ких стан­ках, так­же бы­ло воз­мож­но при­ме­не­ние зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ни­тей; ны­не ча­ще ис­поль­зу­ют­ся ни­ти из син­те­тич. во­ло­кон. Ри­су­нок на Ш., мо­де­лью для ко­то­ро­го слу­жил кар­тон, соз­да­вал­ся цвет­ны­ми ни­тя­ми утка́, плот­но за­кры­ваю­щи­ми не­ок­ра­шен­ную ос­но­ву (шерсть, лён) и об­ра­зую­щи­ми ха­рак­тер­ную для Ш. руб­ча­тую фак­ту­ру. Раз­ли­ча­ют 2 ви­да Ш.: «гот­лис» (франц. haute lisse) – Ш., вы­ткан­ная на стан­ке с вер­ти­каль­ным кре­п­ле­ни­ем ос­но­вы, иден­тич­но по­вто­ряю­щая изо­бра­же­ние на кар­то­не, и «бас­лис» (франц. basse lisse) – Ш., вы­ткан­ная на стан­ке с го­ризон­таль­ным кре­п­ле­ни­ем ос­но­вы, зер­каль­но по­вто­ряю­щая изо­бра­же­ние на кар­то­не. Про­из-во Ш. воз­ник­ло в Зап. Ев­ро­пе в 12–13 вв. Сна­ча­ла в Гер­ма­нии и Скан­ди­на­вии Ш. из­го­тов­ля­лись для церк­вей (три Ш. из ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Халь­бер­штад­те, 12 в., и др.), од­на­ко в даль­ней­шем их ста­ли ши­ро­ко при­ме­нять в уб­ран­ст­ве жи­лых и па­рад­ных по­ме­ще­ний (цикл «Ан­жер­ский Апо­ка­лип­сис», ок. 1380, «Га­ле­рея Апо­ка­лип­си­са» в зам­ке г. Ан­же; цикл «Да­ма с еди­но­ро­гом», ок. 1500, Му­зей Клю­ни, Па­риж, см. илл. к стать­ям Го­ти­ка, Еди­но­рог и др.). Осн. ср.-век. цен­тры шпа­лер­но­го тка­че­ст­ва – Па­риж, Ар­рас, Тур­не; с кон. 15 в. так­же Ан­твер­пен, Брюг­ге и Брюс­сель, где бы­ла вы­пол­не­на се­рия Ш. «Дея­ния апо­сто­лов» по кар­то­нам Ра­фа­эля (1517–21, Му­зеи Ва­ти­ка­на). На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния Ш. по­сте­пен­но ока­зы­ва­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от стан­ко­вой жи­во­пи­си. В 16 в. воз­ни­ка­ют шпа­лер­ные ма­ну­фак­ту­ры в Ита­лии (Фер­ра­ра, Фло­рен­ция). С 17 в. гл. центр про­из-ва Ш. – Фран­ция: Ко­ро­лев­ская ма­ну­фак­ту­ра Го­бе­ле­нов (ны­не Нац. ма­ну­фак­ту­ра Го­бе­ле­нов) в Па­ри­же (см. Го­бе­лен), ма­ну­фак­ту­ры в Бо­ве и Обю­со­не. В Рос­сии шпа­лер­ная ма­ну­фак­ту­ра ос­но­ва­на в С.-Пе­тер­бур­ге в 1717. Осн. те­мы Ш. 17–19 вв. – ми­фо­ло­гич. и ис­то­рич. сю­же­ты, ал­ле­го­рии, сце­ны охо­ты, пас­то­ра­ли, пей­за­жи. В сер. 20 в. де­ко­ра­тив­ные прин­ци­пы Ш. воз­ро­ж­да­ют­ся в твор­че­ст­ве Ж. Люр­са и др.

Лит.: Би­рю­ко­ва Н. Ю. Фран­цуз­ские шпа­ле­ры кон­ца XV – XX ве­ка в со­б­ра­нии Эр­ми­та­жа. Л., 1974; Рус­ские шпа­ле­ры / Сост. Т. Т. Кор­шу­но­ва. Л., 1975; Са­виц­кая В. И. Пре­вра­ще­ния шпа­ле­ры. М., 1995; Tapestry in the Renaissance: Art and magnificence. N. Y., 2002.

Вернуться к началу