Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШО́НГАУЭР

Авторы: А. Н. Донин
Архив БРЭ М. Шонгауэр. «Мария в беседке из роз». 1473. Церковь доминиканцев (Кольмар).

ШО́НГАУЭР, Шон­гау­ер (Schongauer) Мар­тин (ок. 1435–50, Коль­мар – 2.2.1491, Брай­зах), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик. Сын зо­ло­тых дел мас­те­ра. В юно­сти пу­те­шест­во­вал по Бур­гун­дии, Ни­дер­лан­дам и, воз­мож­но, Ис­па­нии. Ис­пы­тал влия­ние К. Изен­ма­на, Мас­те­ра ал­та­ря Штау­фен­бер­га и ни­дерл. жи­во­пис­цев, осо­бен­но Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на. Ра­бо­тал в Коль­ма­ре (с 1471) и Брай­за­хе (с 1489) в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­ной (фре­ско­вый цикл «Страш­ный суд», цер­ковь г. Брай­зах, ок. 1489–91) и стан­ко­вой («Ма­рия в бе­сед­ке из роз», 1473, ц. до­ми­ни­кан­цев, Коль­мар) жи­во­пи­си, рез­цо­вой гра­вю­ры («Боль­шое не­се­ние кре­ста», ок. 1475–80; «Ис­ку­ше­ние св. Ан­то­ния», ок. 1470–80; «Бег­ст­во в Еги­пет», 1475; «Кресть­ян­ская се­мья, на­прав­ляю­щая­ся на ры­нок», 1473–75) и ри­сун­ка. В жи­во­пи­си от­сут­ст­ву­ют рез­кие, уг­ло­ва­тые фор­мы, свой­ст­вен­ные нем. иск-ву 15 в.; ей при­сущи гар­мо­нич­ный ко­ло­рит, тон­кая иг­ра све­то­те­ни, спо­кой­ное дви­же­ние фи­гур. За эти осо­бен­но­сти сво­его иск-ва Ш. за­слу­жил от со­вре­мен­ни­ков про­зви­ще Мар­тин Пре­крас­ный (Martin Schön). Ш. усо­вер­шен­ст­во­вал вы­ра­зит. сред­ст­ва рез­цо­вой гра­вю­ры за счёт раз­но­об­ра­зия штри­ха; гра­фич. стиль Ш. от­ли­ча­ет­ся на­пря­жён­ной экс­прес­си­ей. Ш. – вид­ней­ший пред­ше­ст­вен­ник А. Дю­ре­ра.

Лит.: Bernhard M. M. Schongauer und sein Kreis: Druckgraphik, Handzeichnungen. Münch., 1980; Heinrichs U. M. Schongauer: Maler und Kupferstecher. Münch.; B., 2007.

Вернуться к началу