Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШРИФТ

Шрифт. Образец римского капитального шрифта. Надпись на арке Тита в Риме. 81 н.э.

ШРИФТ (нем. Schrift, от schreiben – пи­сать), сти­ли­сти­че­ски и ком­по­зи­ци­он­но упо­ря­до­чен­ная гра­фич. фор­ма зна­ков сис­те­мы пись­ма. В по­ли­гра­фии – из­на­чаль­но ком­плект ти­по­граф­ских ли­тер (ны­не в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ком­пь­ю­тер­ных из­да­тель­ских сис­тем боль­шин­ст­во Ш. су­ще­ст­ву­ет в циф­ро­вой фор­ме), пред­на­зна­чен­ный для на­бо­ра тек­ста; та­кие Ш. на­зы­ва­ют­ся ти­по­граф­ски­ми. Су­ще­ст­ву­ет боль­шое ко­ли­че­ст­во Ш. – от клас­си­че­ских тек­сто­вых до совр. рек­лам­ных. По функ­ции так­же раз­де­ля­ют Ш. эк­ран­ные, ар­хи­тек­тур­ные и др. Ш. от­ли­ча­ют­ся на­чер­та­ни­ем (гар­ни­ту­ра), на­кло­ном, на­сы­щен­но­стью и пр. Ш. объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы по разл. при­зна­кам (прин­ци­пы соз­да­ния кон­крет­ных зна­ков, со­от­но­ше­ние ши­ри­ны и вы­со­ты и др.): в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния поя­ви­лись Ш. груп­пы ан­тик­ва, ос­но­ван­ные на про­пор­ци­ях рим. клас­сич. пись­ма, с ис­поль­зо­ва­ни­ем за­се­чек (ре­нес­санс ан­тик­ва, ба­рок­ко ан­тик­ва), в 19 в. – Ш. без ис­поль­зо­ва­ния за­се­чек (напр., груп­па гро­теск: ак­ци­денц, франк­лин го­тик и др.). С 20 в. раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся Ш. с ин­ди­ви­ду­аль­ным ди­зай­ном под кон­крет­ный про­ект: напр., Ш. таймс соз­дан в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1932 С. Мо­ри­со­ном для тек­сто­во­го на­бо­ра газ. «Таймс». Сре­ди др. из­вест­ных Ш. – га­ра­мон (16 в., Фран­ция), кез­лон (1725, Ве­ли­ко­бри­та­ния), бо­до­ни (1800, Ита­лия), уни­верс, гель­ве­ти­ка (оба – 1957, Швей­ца­рия).

Лит.: Kapr A. Schriftkunst. Dresden, 1971; Up­dike D. В. Printing types. Their history, forms and use. 4th ed. New Castle; L., 2001. Vol. 1–2; Куд­ряв­цев А. И. Шрифт: Ис­то­рия. Тео­рия. Прак­ти­ка. М., 2003; Ефи­мов В. В. Ве­ли­кие шриф­ты. М., 2006–2007. Кн. 1–2; Чи­хольд Я. Об­раз­цы шриф­тов. М., 2012.

Вернуться к началу