Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮВА́РА

Фото Marray Foubister / flickr.com Ф. Ювара. Церковь Суперга близ Турина. 1715–31.

ЮВА́РА, Ювар­ра (Juvara, Juvarra) Фи­лип­по (16.6.1678, Мес­си­на – 31.1.1736, Мад­рид), итал. ар­хи­тек­тор, гра­фик, сце­но­граф. Пред­ста­ви­тель позд­не­го ба­рок­ко. С 1704 – в Ри­ме, изу­чал ар­хи­тек­ту­ру под рук. К. Фон­та­ны (1704–05) и учил­ся в ака­де­мии Св. Лу­ки (1706–08, 1711–12). Как сце­но­граф оформ­лял по­ста­нов­ки для те­ат­ра кар­ди­на­ла П. От­то­бо­ни в Па­лац­цо Кан­чел­ле­рия (1708–14) и для те­ат­ра «Кап­ра­ни­ка» (1712–13). С 1714 при­двор­ный ар­хи­тек­тор гер­цо­га са­вой­ско­го Вик­то­ра Аме­дея II, ра­бо­тал гл. обр. в Ту­ри­не и его ок­ре­ст­но­стях: ком­плекс мо­на­сты­ря и ц. Су­пер­га (1715–1731), фа­сад Па­лац­цо Ма­да­ма (1721), охот­ни­чий за­мок Сту­пи­нид­жи (1729–34, ин­терь­е­ры вы­пол­не­ны в ду­хе ро­ко­ко), ц. Сан­та-Кро­че (1718–30), ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не (1732–36) и др. С 1735 в Мад­ри­де при дво­ре Фи­лип­па V, по за­ка­зу ко­то­ро­го раз­ра­бо­тал про­ект Ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Мад­ри­де и про­ект фа­са­да двор­ца Ла-Гран­ха в Сан-Иль­де­фон­со (оба про­ек­та с из­ме­не­ния­ми реа­ли­зо­ва­ны по­сле смер­ти Ю. его по­мощ­ни­ком Дж. Б. Сак­кет­ти). В по­строй­ках Ю. ба­роч­ная ве­ли­че­ст­вен­ность форм и при­ме­не­ние ко­лос­саль­но­го ор­де­ра со­че­та­ют­ся с клас­сич. чёт­ко­стью де­та­лей и пря­мо­ли­ней­но­стью пла­нов.

Лит.: Rovere L., Viale V., Brinckmann A. E. F. Juvarra. Mil., 1937; Boscarino S. Juvarra ar­chitetto. Roma, 1973; F. Juvarra e l’architet­tura europea. Napoli, 1998; F. Juvarra, archi­tet­to dei Savoia, architetto in Europa. Roma, 2014. Vol. 1–2.

Вернуться к началу