Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ШЕР

М. К. Эшер. «Рисующие руки». Литография. 1948.

Э́ШЕР (Escher) Мо­риц (Мау­риц) Кор­не­лис (17.6.1898, Ле­увар­ден – 27.3.1972, Хил­вер­сюм), голл. гра­фик. В 1918 учил­ся в Тех­нич. уч-ще Дел­фта, в 1919–22 в Уч-ще ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра­тив­ных ис­кусств в Хар­ле­ме под рук. С. де Мес­киты. В 1922–35 жил пре­им. в Ита­лии, в 1935–1941 – в Швей­ца­рии и Бель­гии, в 1941–1972 – в Ни­дер­лан­дах. В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва создавал гл. обр. пей­зажи в реа­ли­стич. ду­хе («Сан-Джи­минь­я­но», кси­ло­гра­фия, 1923), но так­же испы­тал влия­ние сюр­реа­лиз­ма, на­чав экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с изо­бра­же­ни­ем про­стран­ст­ва («За­мок в воз­ду­хе», кси­ло­гра­фия, 1928). В даль­ней­шем Э. всё боль­ше ин­те­ре­со­вал­ся точ­ны­ми нау­ка­ми, что на­пря­мую от­ра­зи­лось на его твор­че­ст­ве. Ос­но­вы­ва­ясь на совр. ма­те­ма­тич. и фи­зич. тео­ри­ях, в сво­их про­из­ве­де­ни­ях он ос­мыс­лял разл. ло­гич. па­ра­док­сы, ис­сле­до­вал про­бле­мы вос­при­ятия про­стран­ст­ва, пер­спек­ти­вы (соз­да­вая в сво­их ра­бо­тах оп­тич. ил­лю­зии: «От­но­си­тель­ность», ли­то­гра­фия, 1953), ме­та­мор­фоз форм («Ри­сую­щие ру­ки», ли­то­гра­фия, 1948), в т. ч. изо­бра­жая «не­воз­мож­ные фи­гу­ры» («Во­до­пад», ли­то­гра­фия, 1961, и др.). Так­же ра­бо­тал в об­лас­ти ди­зай­на.

Соч.: Regelmatige vlakverdeling. Utrecht, 1958; Grafiek en tekeningen. 3 druk. Zwolle, 1960.

Лит.: Hazeu W. M. C. Escher: Een biographie. Amst., 1998; Хоф­штад­тер Д. Гё­дель, Эшер, Бах: Эта бес­ко­неч­ная гир­лян­да. Са­ма­ра, 2001; M. C. Escher’s legacy: A centennial celebration. B.; N. Y., 2003; Ло­шер Ж. Л., Вельдхуи­зен В. Ф. Ма­гия М. К. Эше­ра. М., 2007.

Вернуться к началу