Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРТУ́НИ

Авторы: А. В. Гусева
Фото А. В. Гусевой М. Фортуни Младший. Модель платья «Дельфы и Кносс». 1910–49. Музей костюма (Мадрид).

ФОРТУ́НИ, Фор­ту­ни-и-Мад­ра­со (Fortuny y Madrazo) Ма­риа­но Млад­ший (11.5.1871, Гра­на­да – 3.5.1949, Ве­не­ция), исп. мо­дель­ер, жи­во­пи­сец. Сын худ. М. Фор­ту­ни, Ф. так­же на­чал с жи­во­писи («Де­вы-цве­ты», 1896, Му­зей Фор­ту­ни, Ве­не­ция), прой­дя обу­че­ние у Ж. Ж. Бен­жа­мен-Кон­ста­на и Э. Мейс­со­нье в Па­ри­же. С 1889 жил в Ве­не­ции. В 1907 пред­ста­вил вы­пол­нен­ное из мел­ко­плис­си­ро­ван­но­го шёл­ка пла­тье «Дель­фы», ко­то­рое по­ла­га­лось но­сить без кор­се­та, что бы­ло но­ва­тор­ст­вом для сво­его вре­ме­ни (эта мо­дель и близ­кая ей «Пе­п­лос» про­из­во­ди­лись до нач. 1950-х гг.). Об­ле­гаю­щие пла­тья Ф. со­еди­нял с объ­ём­ны­ми, сво­бод­но дра­пи­рую­щи­ми­ся паль­то и на­кид­ка­ми из на­бив­но­го бар­ха­та со слож­ны­ми рас­тит. ор­на­мен­та­ми, ук­ра­шен­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и би­се­ром. А. Дун­кан, С. Бер­нар, Р. Сент-Де­нис но­си­ли пла­тья Ф. на сце­не и в жиз­ни. В ди­зай­не тка­ней Ф. час­то об­ра­щал­ся к ис­то­рич. и ори­ен­таль­ным мо­ти­вам. Ф. мно­го ра­бо­тал как сце­но­граф, час­то оформ­лял по­ста­нов­ки опер по­вли­яв­ше­го на не­го Р. Ваг­не­ра («Три­стан и Изоль­да» в «Ла Ска­ла», Ми­лан, 1900), со­труд­ни­чал с А. Ап­пиа, М. Рейн­хард­том. Изо­брёл «ку­пол Ф.» (сис­те­му сме­ны ос­ве­ще­ния) и др. элек­тро­тех­нич. при­спо­соб­ле­ния для те­ат­ра. Кол­лек­цио­ни­ро­вал тка­ни и пред­ме­ты оде­ж­ды, ору­жие и дос­пе­хи. Ра­бо­тал так­же как фо­то­граф.

Лит.: Deschodt A.-M. M. Fortuny, un magicien de Venise. P., 2000; Osma G. de. M. Fortuny. N. Y., 2015; Byatt A. S. Peacock and vine: On W. Morris and M. Fortuny. N. Y., 2016.

Вернуться к началу