Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЧКА́Р

Авторы: Г. В. Казарян
Хачкар в притворе (гавите) церкви монастыря Ахпат. 13 в. Фото П.С. Павлинова

ХАЧКА́Р (арм. крест-ка­мень), арм. ре­лиг. па­мят­ник в виде пря­мо­уголь­ной ка­мен­ной сте­лы с об­ра­щён­ным на за­пад изо­бра­же­ни­ем кре­ста. Во­дру­же­на на пье­де­стал. Сим­во­ли­че­ски вы­ра­жая на­де­ж­ду на спа­се­ние, Х. соз­да­ва­лись в честь окон­ча­ния строи­тель­ст­ва или ре­кон­ст­рук­ции хра­ма, во­ен. по­бе­ды, ос­но­ва­ния но­во­го по­се­ле­ния или мос­та и др. В за­ви­си­мо­сти от по­во­да ус­та­нав­ли­ва­лись как над­гро­бия, вдоль до­рог, как ме­же­вые и погра­нич­ные зна­ки, час­то встав­ля­лись в по­верх­ность стен церк­вей, ча­со­вен, га­ви­тов как сим­вол ре­лиг. пре­кло­не­ния кти­то­ра и та­ким об­ра­зом ста­но­ви­лись ча­стью ар­хит. де­ко­ра. По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние не толь­ко на Арм. на­го­рье, но и во мно­гих об­лас­тях рас­се­ле­ния арм. ди­ас­по­ры. Наи­бо­лее ран­ние об­раз­цы Х. от­но­сят­ся к 9 в.; их про­об­ра­за­ми бы­ли ви­ша­пы, урар­тий­ские сте­лы, ме­мо­ри­аль­ные сте­лы 4–7 вв. К 11 в. окон­ча­тель­но скла­ды­ва­ют­ся ком­по­зи­ци­он­ная сис­те­ма оформ­ле­ния Х., сти­ли и тех­ни­ка 2- и 3-слой­ной резь­бы, не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся крас­ная крас­ка. Рас­цвет иск-ва Х. – 12 – нач. 14 вв., когда вы­де­ля­ют­ся аний­ская, вай­оцд­зор­ская, ар­цах­ская и др. шко­лы. Наи­бо­лее зна­чит. об­раз­цы – Х. из мо­на­сты­рей Но­ра­ванк (Вай­оц-Дзор), Нор-Ге­тик (Та­вуш), Х. ко­ло­коль­ни Да­ди­ван­ка (Ар­цах), ра­бо­ты мас­те­ров По­го­са, Мо­ми­ка, Ва­гра­ма, Мхи­та­ра и др. Наи­бо­лее из­вест­ный тип изо­бра­же­ния на Х. – крест, «про­рас­таю­щий» из ро­зет­ты. На­ря­ду с тра­ди­ци­он­ным для Х. гео­мет­рич., зоо­морф­ным и рас­тит. ор­на­мен­том, встре­чают­ся сю­жет­ные изо­бра­же­ния: Рас­пя­тие (та­кие Х. не­ред­ко слу­жи­ли объ­ек­том ре­лиг. по­чи­та­ния и да­же па­лом­ни­че­ст­ва), «Сня­тие с кре­ста» (ред­кий тип Х. Аме­нап­ркич, «Все­спа­си­тель»; все об­раз­цы – 13 в.), Хри­стос Пан­то­кра­тор, Бо­го­ма­терь, пер­со­на­жи Вет­хо­го За­ве­та, свя­тые, кти­то­ры, вои­ны и др. Ис­клю­чи­тель­ное ме­сто за­ни­ма­ют кры­ла­тые и 4-гран­ные Х. С 14 в. из-за ухуд­ше­ния по­ли­ти­ко-эко­но­мич. ус­ло­вий иск-во Х. пе­ре­жи­ва­ет упа­док. В 13–17 вв. Х. ис­поль­зо­ва­лись пре­им. как над­гро­бия: круп­ней­шие клад­би­ща Х. – в с. Но­ра­дуз (Но­ра­туз; близ г. Га­вар) и г. Джу­га (ны­не Джуль­фа, Азер­бай­джан; к сер. 17 в. – бо­лее 10 тыс. Х., б. ч. к 2005 унич­то­же­на). См. илл. к ст. Ар­ме­ния.

Лит.: Ар­мян­ские хач­ка­ры. Эч­ми­ад­зин, 1973 (на арм. яз.); Khatchkar. Mil., 1978; Ме­мори­аль­ные па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой Ар­ме­нии. Хач­ка­ры IX–XIII вв. Ер., 1984; Якоб­сон А. Л. Ар­мян­ские хач­ка­ры. Ер., 1986; Пет­ро­сян Г. Л. Хач­кар: ге­не­зис, функ­ции, ико­но­гра­фия, се­ман­ти­ка. Ер., 2008 (на арм. яз.); Khatchadourian H., Basmadjian M. Khatch­kar: L’art des khatchkars: Les pierres а̀ croix arméniennes d’Ispahan et de Jérusalem. P., 2014; Пет­ро­сян Г. Л. Хач­кар. Ер., 2015.

Вернуться к началу