Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́РТФИЛД

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро
Дж. Хартфилд. «Миллионы стоят за мной. Смысл гитлеровского приветствия». Фотомонтаж для газеты «Arbeiter-illustrierte-Zeitung». 1932.

ХА́РТФИЛД (Heartfield) Джон (наст. имя и фам. Хель­мут Херц­фельд, Herzfeld) (19.6.1891, Шмар­ген­дорф, ны­не в со­ста­ве Бер­ли­на – 26.4.1968, Бер­лин), нем. ху­дож­ник, сце­но­граф. Ро­дил­ся в се­мье пи­са­те­ля-анар­хи­ста и по­ли­тич. ак­ти­ви­ст­ки. Окон­чил Шко­лу при­клад­но­го иск-ва в Мюн­хе­не (1911). С 1913 в Бер­ли­не, где сбли­зил­ся с кру­гом аван­гар­ди­стов. В 1916 или 1917 в знак про­тес­та про­тив ан­ти­бри­тан­ской во­ен. про­па­ган­ды взял анг­ли­зи­ро­ван­ный псев­доним Джон Харт­филд. С 1918 чл. бер­лин­ской груп­пы да­даи­стов (см. Да­да­изм) и КП Гер­ма­нии. За­ни­мал­ся оформ­ле­ни­ем жур­на­лов («Die Pleite», с 1919, совм. с Г. Гро­сом), книг изд-ва «Malik» (ос­но­ва­но в 1916 Х. совм. с бра­том, из­да­те­лем и пи­са­те­лем Ви­лан­дом Херц­фель­де). В 1917–19 ра­бо­тал в про­па­ган­ди­ст­ской ки­но­сту­дии «Bufa» (UFA), в 1-й пол. 1920-х гг. как сце­но­граф со­труд­ни­чал с Э. Пис­ка­то­ром, М. Рейн­хард­том, Б. Брех­том. Ан­ти­бур­жу­аз­ные и ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ские взгля­ды Х. яр­ко про­яви­лись в жур­наль­ных ил­лю­ст­ра­ци­ях и пла­ка­тах в жан­ре по­ли­тич. фо­то­мон­та­жа, од­ним из соз­да­те­лей ко­то­ро­го стал Х. Вы­даю­щие­ся при­ме­ры – се­рия ан­ти­фа­ши­ст­ских фо­то­мон­та­жей для «Arbei­ter-illustrierte-Zei­tung» (AIZ; 1930–38; напр., «Адольф, сверх­че­ло­век, гло­та­ет зо­ло­то и вы­плё­вы­ва­ет му­сор», 1932), с од­но­вре­мен­но ме­та­фо­ри­че­ской и пла­кат­но од­но­знач­ной об­раз­но­стью. В 1931–32 – в твор­че­ской по­езд­ке в СССР. По­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­тов в 1933 бе­жал в Пра­гу, в 1938 – в Ве­ли­ко­бри­та­нию, в 1950 вер­нул­ся в ГДР.

Лит.: Треть­я­ков С., Те­лин­га­тер С. Дж. Харт­фильд. М., 1936; Вы­став­ка про­из­ве­де­ний Дж. Харт­филь­да. (Кат.). М., 1972; J. Heart­field: Buchgestaltung und Fotomontage. (Kat.). B., 2014.

Вернуться к началу