Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРИХ-ХАР

Авторы: С. К. Дмитриева

ФРИХ-ХАР Иси­дор Гри­горь­е­вич [5(17).4.1893, Ку­та­ис – 19.4.1978, Мо­ск­ва], рос. скульп­тор, засл. худ. РСФСР (1969). С 1922 обу­чал­ся у А. С. Го­луб­ки­ной, П. П. Тру­бец­ко­го, И. М. Чай­ко­ва, С. Д. Ле­бе­де­вой в Мо­ск­ве. С 1926 ра­бо­тал на Ко­на­ков­ском фа­ян­со­вом за­во­де (см. илл. к ста­тье о нём), где по­зна­ко­мил­ся с ке­ра­мич. де­лом, ос­но­вал ху­дож. мас­тер­скую и ру­ко­во­дил ею (1928–78). Соз­да­вал скульп­ту­ры в разл. фор­мах, тех­ни­ках и жан­рах, в ка­че­ст­ве ма­те­риа­лов ис­поль­зуя пре­им. ке­ра­ми­ку, де­ре­во и мра­мор: ке­ра­мич. фон­та­ны и пан­но («Празд­ник в азер­бай­джан­ском кол­хо­зе», 1939, ГТГ; «Ис­точ­ник», 1955, ГТГ), мел­кая пла­сти­ка ани­ма­ли­стич. жан­ра, скульп­тур­ный порт­рет («По­беж­дён­ный Пу­га­чёв», 1927, ГИМ; «Порт­рет Ва­ни Фа­вор­ско­го», 1934, ГТГ; «Порт­рет А. С. Гри­бое­до­ва», 1935, ГТГ). Сти­ли­сти­ка ра­бот Ф.-Х. со­че­та­ет чер­ты со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, ку­биз­ма, влия­ния Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка и нар. при­ми­тив­но­го иск-ва. За­ни­мал­ся ди­зай­ном сер­ви­зов и сто­ло­вых при­бо­ров из фа­янса, стек­ла; со­труд­ни­чал с Гу­сев­ским хру­сталь­ным за­во­дом.

Лит.: Па­ра­мо­нов А. В. И. Г. Фрих-Хар. М., 1959; Во­ро­нов Н. В. Фрих-Хар. М., 1975.

Вернуться к началу