Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОНТА́НА

К. Фонтана. Фасад церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо в Риме. 1682–83.

ФОНТА́НА (Fontana) Кар­ло (22.4.1638, Ран­ка­те, Швей­ца­рия – 5.2.1714, Рим), итал. ар­хи­тек­тор и ин­же­нер. Пре­зи­дент рим. ака­де­мии Св. Лу­ки (1686 и 1693–1699). Ра­бо­тал в Ри­ме. Пред­ста­ви­тель позд­не­го ба­рок­ко. Учил­ся у Пьет­ро да Кор­то­ны и К. Рай­наль­ди, за­тем у Дж. Л. Бер­ни­ни, по­строй­ки ко­то­ро­го ино­гда за­вер­шал (Па­лац­цо Мон­те­чи­то­рио, 1691–1700, ц. Сан­та-Ма­рия-деи-Ми­ра­ко­ли, 1662–79, и др.). Ис­пы­тал влия­ние Ф. Бор­ро­ми­ни. В собств. ра­бо­тах (ка­пел­лы Джи­нет­ти в ц. Сант-Ан­д­реа-дел­ла-Вал­ле, 1671–84, и Аль­ба­ни в ц. Сан-Себа­сть­я­но-фуо­ри-ле-Му­ра, 1706–12; фа­са­ды ц. Сан-Мар­чел­ло-аль-Кор­со, 1682–83, и Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре, 1702; ц. Св. Апо­сто­лов, 1702–08; Б-ка Ка­са­на­тен­се, ок. 1694, рас­ши­ре­на в 1719, и др.) стре­мил­ся объ­е­ди­нить ха­рак­тер­ные чер­ты про­из­ве­де­ний круп­ней­ших ар­хи­тек­то­ров рим. ба­рок­ко (Бер­ни­ни, Бор­ро­ми­ни и др.), соче­тал жи­во­пис­ные и про­стран­ст­вен­ные эф­фек­ты с гар­мо­нич. урав­но­ве­шен­но­стью ар­хит. ком­по­зи­ции. Ф. ока­зал ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие ев­роп. ар­хи­тек­ту­ры, в его мас­тер­ской или под его влия­ни­ем сфор­ми­ро­ва­лось твор­че­ское кре­до ве­ду­щих зод­чих 18 в.: И. Л. фон Хиль­деб­ранд­та, И. Б. Фи­ше­ра фон Эр­ла­ха, Дж. Гиб­бса, М. Д. Пёп­пель­ма­на, Ф. Юва­ры и др. Ф. – ав­тор ар­хит., ар­хит.-ар­хео­ло­гич. и инж.-стро­ит. со­чи­не­ний.

Лит.: Hager H. C. Fontana: Pupil, partner, principal, preceptor // The artist’s workshop. Wash., 1993.

Вернуться к началу