Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОМИ́Н

Авторы: А. С. Старостина
Фото Д.В. Соловьёва И.А. Фомин.Дом князя С.С. Абамелек-Лазарева в Санкт-Петербурге. 1913–15.

ФОМИ́Н Иван Алек­сан­д­ро­вич [22.1(3.2).1872, Орёл – 12.6.1936, Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, гра­фик, акад. ар­хи­тек­ту­ры пе­терб. АХ (1915). Учил­ся в пе­терб. АХ (1894–97 и 1905–09) у Л. Н. Бе­нуа и па­рал­лель­но по­се­щал класс офор­та В. В. Ма­тэ (с 1905). В 1909–10 пен­сио­нер АХ в Гре­ции, Ита­лии и Егип­те. Ра­бо­тая в 1898–1905 в рус­ле мо­дер­на, со­труд­ни­чал в Мо­ск­ве с Л. Н. Ке­ку­ше­вым и Ф. О. Шех­те­лем (ин­терь­е­ры МХТ, 1902). Вы­сту­пил ор­га­ни­за­то­ром и уча­ст­ни­ком Вы­став­ки ар­хи­тек­ту­ры и пром-сти но­во­го сти­ля (Мо­ск­ва, 1902). Сре­ди его са­мо­сто­ят. ра­бот в сти­ле мо­дерн: особ­няк В. И. Рекк (1900, не сохр.), про­ект ком­плек­са зда­ний Моск. тор­го­во-пром. ак­цио­нер­но­го об-ва (1901). В 1904 опуб­ли­ко­вал в ж. «Мир ис­кус­ст­ва» про­грамм­ную ст. «Мо­с­ков­ский клас­си­цизм», оз­на­ме­но­вав­шую сме­ну его творч. на­прав­ле­ния и дав­шую на­ча­ло не­оклас­си­ци­стич. дви­же­нию в Рос­сии.

Клю­че­вые ра­бо­ты в сти­ле не­оклас­си­циз­ма – да­ча А. А. По­лов­цо­ва на Ка­мен­ном о-ве (1911–13) и дом кн. С. С. Аба­ме­лек-Ла­за­ре­ва на на­бе­реж­ной р. Мой­ка (1913–15; обе по­строй­ки – в С.-Пе­тер­бур­ге). В ин­терь­е­рах этих, а так­же не­боль­ших ча­ст­ных пе­терб. до­мов Ф. де­мон­ст­ри­ру­ет вни­ма­ние к де­та­лям и, до­би­ва­ясь мо­ну­мен­таль­но­сти да­же в скром­ных по сво­ему раз­ме­ру по­ме­ще­ни­ях, час­то ис­поль­зу­ет приё­мы про­стран­ст­вен­ной иг­ры и ги­пер­тро­фи­ро­ван­ные эле­мен­ты клас­си­ци­стич. де­ко­ра. Ф. ос­ваи­ва­ет весь ар­се­нал клас­сич. на­сле­дия: за­го­род­ный дом кн. А. В. Обо­лен­ско­го на оз. Сай­ма в Фин­лян­дии (1910–12) ре­шён в фор­мах ба­рок­ко, усадь­ба кн. А. Г. Га­га­ри­на Хо­лом­ки (ны­не Псков­ская обл.; 1913–1914) – в сти­ли­сти­ке пал­ла­ди­ан­ст­ва. Сре­ди мас­штаб­ных гра­до­стро­ит. про­ек­тов (все не реа­ли­зо­ва­ны): за­строй­ка о. Го­ло­дай («Но­вый Пе­тер­бург»; 1912), Туч­ко­ва буя­на (1913; оба – в С.-Пе­тер­бур­ге), ку­рор­та Лас­пи в Кры­му (1916). Ф. – один из ав­то­ров «Ис­то­рии рус­ско­го ис­кус­ст­ва» под ред. И. Э. Гра­ба­ря (из­да­ва­лась с 1909), ор­га­ни­за­тор пе­терб. Ис­то­ри­че­ской вы­став­ки ар­хи­тек­ту­ры (1911), один из соз­да­те­лей Му­зея Ста­ро­го Пе­тер­бур­га (1907); внёс зна­чит. вклад в изу­че­ние и ос­мыс­ле­ние на­сле­дия рус. клас­си­циз­ма 18–19 вв.

В 1920-е гг. Ф. вы­сту­пил кри­ти­ком кон­ст­рук­ти­виз­ма и раз­ра­бо­тал со­звуч­ные эпо­хе кон­цеп­ции «крас­ной до­ри­ки» [кон­курс­ные про­ек­ты – Двор­ца ра­бо­чих Нарв­ско­го р-на, кре­ма­то­рия (оба 1919, в Пет­ро­гра­де); кон­курс­ный про­ект те­ат­ра Кор­ша (1923), про­ект зда­ния бан­ка «Ар­кос» (1924; оба – в Мо­ск­ве)] и «про­ле­тар­ской клас­си­ки» (Дом об-ва «Ди­на­мо», 1928–31, совм. с А. Я. Ланг­ма­ном; но­вый кор­пус Мос­со­ве­та, 1930, совм. с В. К. Ол­тар­жев­ским; оба – в Мо­ск­ве). Со­хра­няя це­ло­ст­ность и ор­дер­ную струк­ту­ру зда­ния, он дек­ла­ри­ро­вал уде­шев­ле­ние строи­тель­ст­ва, уп­ро­ще­ние форм, от­каз от ка­пи­те­лей, ан­таб­ле­мен­та и др. де­та­лей. В 1930-е гг. Ф. воз­гла­вил ар­хит. мас­тер­скую № 3 Мос­со­ве­та. Сре­ди его по­след­них ра­бот: про­ект зда­ния Нар­ком­тяж­про­ма (1934), стан­ции мет­ро «Крас­ные во­ро­та» (под­зем­ный зал; 1934–35) и «Пло­щадь Сверд­ло­ва» («Те­ат­раль­ная»; за­вер­ше­на Л. М. По­ля­ко­вым в 1937; все – в Мо­ск­ве), зда­ние СМ УССР в Кие­ве (за­вер­шён П. В. Аб­ро­си­мо­вым в 1938). Мас­тер офор­та (се­рии «Про­ект кур­за­ла на Ми­не­раль­ных во­дах», 1909, «Рим», 1910). Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (1918–29 и 1934–1935) и др. С 1933 воз­глав­лял шко­лу-мас­тер­скую при Мос­со­ве­те. Сре­ди уче­ни­ков А. И. Ге­гел­ло, Е. А. Ле­вин­сон, В. О. Мунц, Л. В. Руд­нев, Н. А. Троц­кий, Э. Е. Штал­берг, Аб­ро­си­мов, По­ля­ков, М. А. Мин­кус и др. Сын – ар­хи­тек­тор Игорь Ива­но­вич Фо­мин (1904–89).

Лит.: Мин­кус М., Пе­ка­ре­ва Н. И. А. Фо­мин. М., 1953; Ли­сов­ский В. Г. И. Фо­мин и ме­та­мор­фо­зы рус­ской не­оклас­си­ки. СПб., 2008; Хан-Ма­го­ме­дов С. О. И. Фо­мин. М., 2011.

Вернуться к началу