Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАЛЬКОНЕ́

Авторы: Н. А. Истомина
Э.М. Фальконе. «Зима». Мрамор. 1763–71. Эрмитаж (С.-Петербург). Государственный Эрмитаж

ФАЛЬКОНЕ́ (Falconet) Эть­енн Мо­рис (1.12.1716, Па­риж – 24.1.1791, там же), франц. скульп­тор, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. Сын сто­ля­ра, пер­вые на­вы­ки ра­бо­ты с кам­нем по­лу­чил в мас­тер­ской дя­ди, Н. Гиль­о­ма. Учил­ся у Ж. Б. Ле­муа­на в Па­ри­же (1734–44). Под влия­ни­ем Дж. Л. Бер­ни­ни и П. Пю­же соз­дал от­ли­чаю­щую­ся ба­роч­ной па­те­ти­кой гип­со­вую мо­дель скульп­тур­ной груп­пы «Ми­лон Кро­тон­ский» (1744, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), за ко­то­рую был при­нят в па­риж­скую АХ; по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка за пе­ре­вод груп­пы в мра­мор (1754, Лувр, Па­риж). В от­ли­чие от со­вре­мен­ни­ков, Ф. не был в Ита­лии: с ан­тич­ной и итал. скульп­ту­рой зна­ко­мил­ся по слеп­кам и гра­вю­рам; изу­чал клас­си­че­ские язы­ки, ис­то­рию и ли­те­ра­ту­ру. Дру­жил с Д. Дид­ро, вос­тор­жен­но от­зы­вав­шим­ся о про­из­ве­де­ни­ях Ф.; ему по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ла Ж. А. Пом­па­дур.

В 1750–60-е гг. фор­ми­ру­ет­ся сти­ли­стич. ма­не­ра Ф., со­че­таю­щая в се­бе эс­те­ти­ку чув­ст­вен­но­го ро­ко­ко и ра­цио­наль­ность клас­си­циз­ма («Фло­ра», 1751, Эр­ми­таж; «Ма­дам Пом­па­дур в ви­де Ве­не­ры с го­лу­бя­ми», 1755–57, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон; «Пиг­ма­ли­он и Га­ла­тея», 1763, Лувр; «Зи­ма», 1763–71, Эр­ми­таж). Осо­бый ус­пех и при­зна­ние Ф. при­но­сят вы­став­лен­ные в Са­ло­не 1757 скульп­ту­ры «Ку­паль­щи­ца» (гипс – Эр­ми­таж, мра­мор – Лувр) и «Гро­зя­щий Амур» (Эр­ми­таж). По про­тек­ции Пом­па­дур Ф. ста­но­вит­ся ди­рек­то­ром скульп­тур­ной мас­тер­ской фар­фо­ро­во­го за­во­да в Сев­ре (см. Севр­ский фар­фор) (1757–66), где ис­пол­нил ок. 100 мо­де­лей для мел­кой пла­сти­ки: са­мо­сто­ят. ра­бо­ты и по ри­сун­кам Ф. Бу­ше. По­вли­ял на стиль про­дук­ции ма­ну­фак­ту­ры; вре­мя его ру­ко­во­дства обо­зна­ча­ют как «пе­ри­од Фаль­ко­не» («Де­ти, иг­раю­щие в ло­те­рею», 1757; «Ора­кул», 1766, обе – Нац. му­зей ке­ра­ми­ки, Севр). В 1753–66 при­ни­ма­ет уча­стие в ре­кон­ст­рук­ции и со­зда­нии скульп­тур­ной де­ко­ра­ции ка­пелл Рас­пя­тия и Св. Де­вы в ц. Св. Ро­ха в Па­ри­же (со­хра­ни­лось толь­ко «Мо­ле­ние о ча­ше»; ус­та­нов­лен­ная на гру­де не­об­ра­бо­тан­ных кам­ней скульп­ту­ра де­мон­ст­ри­ру­ет ба­роч­ный кон­траст ес­теств. фак­ту­ры и от­по­ли­ров. по­верх­но­сти, в даль­ней­шем ис­поль­зо­ван­ный Ф. в па­мят­ни­ке Пет­ру I).

По­сле смер­ти Пом­па­дур (1764) Ф. ока­зы­ва­ет­ся в за­труд­ни­тель­ном фи­нансо­вом по­ло­же­нии. По ре­ко­мен­да­ции Д. Дид­ро, со­стоя­ще­го в пе­ре­пис­ке с Ека­те­ри­ной II, Ф. при­гла­шён в Рос­сию для со­зда­ния па­мят­ни­ка Пет­ру I в С.-Пе­тер­бур­ге («Мед­ный всад­ник»; 1766–78), вы­пол­нен­но­го им совм. с уче­ницей М. А. Кол­ло (ис­пол­ни­ла го­ло­ву ста­туи). Не до­ж­дав­шись от­кры­тия па­мят­ни­ка (1782; из-за кон­флик­тов с И. И. Бец­ким), в 1778 Ф. уез­жа­ет в Ам­стер­дам. В Па­ри­же с 1780. Рек­тор па­риж­ской АХ (с 1783).

Как тео­ре­тик ис­кус­ст­ва Ф. в «Раз­мыш­ле­ни­ях о скульп­ту­ре» (Па­риж, 1761), на­пи­сан­ных по прось­бе Д. Дид­ро для его «Эн­цик­ло­пе­дии», от­стаи­вал пре­вос­ход­ст­во совр. иск-ва над древ­ним, роль твор­че­ско­го на­ча­ла и об­ра­ще­ния к при­ро­де в про­ти­во­вес сле­по­му под­ра­жа­нию ан­тич­но­сти и жё­ст­ко­му сле­до­ва­нию ка­но­ну. Свои мыс­ли об иск-ве из­ла­гал так­же в пе­ре­пис­ке с Дид­ро (1765–73) и Ека­те­ри­ной II (1767–78).

Соч.: Rеflexions sur la sculpture. P., 1761; [В кн.:] Мас­те­ра ис­кус­ст­ва об ис­кус­ст­ве. М., 1967. Т. 3.

Лит.: За­рец­кая З. В. Фаль­ко­не. 2-е изд. Л., 1970; Falconet а̀ Sèvres ou l’art de plaire: 1757–1766. P., 2001.

Вернуться к началу