Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАЛЬК

Авторы: А. В. Григораш
Р.Р. Фальк. «Красная мебель». 1920. Третьяковская галерея (Москва).

ФАЛЬК Ро­берт Ра­фаи­ло­вич [15(27).10.1886, Мо­ск­ва – 1.10.1958, там же], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф. Учил­ся в мас­тер­ских у К. Ф. Юо­на, И. И. Маш­ко­ва (1904–05); в МУЖВЗ (1905–09) у А. Е. Ар­хи­по­ва, А. М. Вас­не­цо­ва, Л. О. Пас­тер­на­ка, В. А. Се­ро­ва и К. А. Ко­ро­ви­на. По­се­тил Ита­лию (1910–11). Уча­ст­во­вал в вы­став­ках жур­на­ла «Зо­ло­тое ру­но», объ­е­ди­не­ний «Буб­но­вый ва­лет» и «Мир ис­кус­ст­ва». Ран­ние ра­бо­ты – экс­пе­ри­мен­ты в рус­ле пост­им­прес­сио­низ­ма («Солн­це. Крым. Ко­зы», 1916, ГТГ), се­зан­низ­ма («На­тюр­морт», 1910, Ис­то­ри­ко-ху­дож. му­зей, Сер­пу­хов; «Крас­ная ме­бель», 1920, ГТГ) и ку­биз­ма («Ав­то­порт­рет на фо­не ок­на», 1916, Гос. ху­дож. му­зей им. А. Н. Ра­ди­ще­ва, Са­ра­тов). Ра­бо­тал в кол­ле­гии ИЗО Нар­ком­про­са (1918–21). Чл. АХРР (1925–28) и ОМХ (1927–28). Жил во Фран­ции (1928–37), где по­зна­ко­мил­ся с А. Вол­ла­ром, изу­чал твор­че­ст­во П. Брей­ге­ля Стар­ше­го, Рем­бранд­та, М. Ут­рил­ло, К. Ко­ро, им­прес­сио­низм и Па­риж­скую шко­лу. Порт­ре­ты это­го пе­рио­да от­ли­ча­лись по­ис­ка­ми от­тен­ков ду­хов­ной жиз­ни мо­де­ли («Ва­ле­рик у ок­на», 1934, Морд. рес­пуб­ли­кан­ский му­зей изо­бра­зит. ис­кусств им. С. Д. Эрь­зи, Са­ранск; «Бре­тон­ский ры­бак», 1935, ГТГ). За­ри­сов­ки па­риж­ских ок­ра­ин со­зда­вал пре­им. в при­глу­шён­ном, дым­ча­том ко­ло­ри­те («Па­риж­ский ве­чер», 1936, ГМИИ); вы­би­рал не­бро­ские ви­ды («Дом на бе­ре­гу», 1934, Об­ла­ст­ной ху­дож. му­зей, Ива­но­во). Вер­нул­ся в СССР в 1937 и был об­ви­нён в фор­ма­лиз­ме (при­чис­лен прес­сой к гла­ва­рям «шай­ки фор­ма­ли­стов»: «три Ф» – Ф., В. А. Фа­вор­ский, А. В. Фон­ви­зин). Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны эва­куи­ро­ван в Стер­ли­ба­ше­во (Баш­ки­рия), за­тем в Са­мар­канд. Ис­пол­нял ак­ва­рель­ные ли­рич. пей­за­жи («Зо­ло­тая чай­ха­на. Са­мар­канд», 1943, со­б­ра­ние С. К. Ни­ку­ли­на, Мо­ск­ва) и бы­то­вые за­ри­сов­ки с юж­ными ти­па­жа­ми, по­гру­жён­ны­ми в се­бя («Уз­бек с чай­ни­ком, Сред­няя Азия», 1938, Ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей «Но­вый Ие­ру­са­лим», Ис­т­ра). Вер­нув­шись по­сле вой­ны в Мо­ск­ву, соз­да­вал пей­за­жи, на­тюр­мор­ты, порт­ре­ты («Порт­рет В. Б. Шклов­ско­го», 1948, Гос. лит. му­зей, Мо­ск­ва; «Порт­рет А. Г. Габ­ри­чев­ско­го», 1952–53, Ху­дож. га­ле­рея, Пермь). Для за­ри­со­вок и этю­дов пред­по­чи­тал пас­тель, осо­бен­но лю­бил сме­ши­вать ак­ва­рель и гу­ашь или пи­сать ак­ва­ре­лью по за­грун­то­ван­ной бу­ма­ге, под­чёр­ки­вая про­зрач­ность цве­то­вых пя­тен, тон­ких то­наль­ных пе­ре­хо­дов, шер­ша­вую фак­ту­ру по­верх­но­сти. Жи­во­пис­ные по­лот­на соз­да­вал го­да­ми («Порт­рет в бе­лой ша­ли», 1945–1947, ГРМ). Так­же ра­бо­тал как сце­но­граф: оформ­лял по­ста­нов­ки ГОСЕТа (1922–25), спек­так­ли «Ури­эль Ако­ста» К. Гуц­ко­ва (те­атр «Га­би­ма» в Бер­ли­не, 1930), «Толь­ко прав­да, или Жорж де Ва­ле­ра» Ж. П. Сар­тра (Моск. те­атр са­ти­ры, 1956). Пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (1918–28), раз­ра­ба­ты­вая тео­рию «аб­со­лют­но­го цве­то­во­го зре­ния»; в Узб. ху­дож. тех­ни­ку­ме и МУЖВЗ (1941–43). Его мас­тер­скую в до­ме Пер­цо­ва по­се­ща­ли А. Т. Зве­рев, И. И. Ка­ба­ков, И. С. Чуй­ков, О. В. Ва­силь­ев и Э. В. Бу­ла­тов.

Соч.: Ху­до­же­ст­вен­ный днев­ник. М., 2002.

Лит.: Са­рабь­я­нов Д. В., Ди­ден­ко Ю. В. Жи­во­пись Р. Фаль­ка. Пол­ный ка­та­лог про­из­ве­де­ний. М., 2006.

Вернуться к началу