Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАВО́РСКИЙ

В.А. Фаворский. Фронтисписк «Книге Руфь». Ксилография. 1925.

ФАВО́РСКИЙ Вла­ди­мир Ан­д­рее­вич [2(14).3.1886, Мо­ск­ва – 29.12.1964, там же], рос. гра­фик и жи­во­пи­сец, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва, пе­да­гог. Нар. худ. СССР (1963), д. чл. АХ СССР (1962). Учил­ся в сту­дии К. Ф. Юо­на и И. О. Ду­ди­на в Мо­ск­ве, ве­чер­них клас­сах по скульп­ту­ре в СХПУ (1903–05), в шко­ле Ш. Хол­ло­ши в Мюн­хе­не (1906–07), од­но­вре­мен­но изу­чая ис­то­рию иск-ва в Мюн­хен­ском ун-те у К. Фол­ля, за­тем в МГУ (1907–13). Чл. объ­е­ди­не­ния «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (1924–28). С кон. 1900-х гг. ра­бо­тал пре­им. в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии как ил­лю­ст­ра­тор. Раз­ра­бо­тал тео­рию оформ­ле­ния кни­ги, за­клю­чав­шую­ся в её вос­при­ятии как це­ло­ст­но­го «ор­га­низ­ма», со­вме­щав­ше­го эс­те­тич. и функ­цио­наль­ные за­да­чи: кни­ги как «пред­ме­та бы­та» и как «ин­ст­ру­мен­та для чте­ния»; на­стаи­вал на под­чи­не­нии оформ­ле­ния кни­ги глу­бин­ным осо­бен­но­стям её лит. сти­ля. В гра­вю­рах 1910 – сер. 1930-х гг. Ф. ис­поль­зо­вал чёр­ный штрих и кон­тра­ст­ные экс­прес­сив­ные рит­мы чёр­но­го и бе­ло­го, сво­ей энер­ги­ей и пла­стич. на­пря­же­ни­ем опи­рав­шие­ся на нем. иск-во 15–16 вв. Ф. син­те­зи­ро­вал эти за­им­ст­во­ва­ния со сти­ли­сти­кой мо­дер­на и аван­гар­да (гл. обр. ку­биз­ма), со­от­но­ся объ­ё­мы со слож­ной струк­ту­рой изо­бра­зит. про­стран­ст­ва: «Су­ж­де­ния гос­по­ди­на Же­ро­ма Ку­ань­я­ра» А. Фран­са (1918, изд. в 1963); «Фа­марь» А. Гло­бы (1923), «Кни­га Руфь» (1925), «До­мик в Ко­лом­не» А. С. Пуш­ки­на (1929), «Но­вая жизнь» Дан­те (1934). С сер. 1930-х гг. Ф. поль­зо­вал­ся бе­лым штри­хом, под влия­ни­ем ду­ха вре­ме­ни ухо­дя от фор­маль­ных по­ис­ков в сто­ро­ну боль­ше­го на­ту­ро­по­до­бия. Ор­га­ни­че­ски спле­тён­ные эпич­ность, ли­рич­ность и фи­лос. глу­би­на об­ра­зов в ил­люст­ра­ци­ях Ф. обо­га­ти­лись боль­шей по­ве­ст­во­ва­тель­но­стью: «Со­не­ты» У. Шек­спи­ра (1948), «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» (1954), «Бо­рис Го­ду­нов» (1955, изд. в 1956), «Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на (1961). Ав­тор ря­да стан­ко­вых кси­ло­гра­фий – ис­то­ри­ко-ро­ман­тич. порт­ре­тов («Ф. Дос­то­ев­ский», 1929; «Пуш­кин-ли­це­ист», 1935; се­рия «Ве­ли­кие рус­ские пол­ко­вод­цы», 1945–47), экс­либ­ри­сов. С 1942 ра­бо­тал в тех­ни­ке ли­но­гра­вю­ры (се­рия «Са­мар­канд», 1942–44). Как мо­ну­мен­та­лист по­ни­мал функ­цио­наль­но-эс­те­тич. за­да­чу жи­во­пи­си как рит­мич. ор­га­ни­за­цию ар­хит. про­стран­ст­ва, раз­во­ра­чи­ваю­ще­го­ся во вре­ме­ни (фре­ски в Му­зее ох­раны мла­ден­че­ст­ва и ма­те­рин­ст­ва в Мос­кве, 1932–33, не сохр.). Ра­бо­тал как сце­но­граф («Две­на­дца­тая ночь» Шек­спи­ра во МХАТе 2-м, 1934). На взгля­ды Ф. как тео­ре­ти­ка иск-ва (соч. «Лек­ции по тео­рии ком­по­зи­ции», 1921–22, и др.) ока­за­ли влия­ние тео­рии А. фон Хиль­деб­ранд­та (Ф. пе­ре­вёл его кни­гу «Про­бле­мы фор­мы в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве и со­б­ра­ние ста­тей», 1914, совм. с Н. Б. Ро­зен­фель­дом) и П. А. Фло­рен­ско­го. Проф. Вху­те­ма­са – Вху­теи­на (1920–30, рек­тор 1923–26), По­ли­гра­фич. ин-та (1930–1934), Ин-та изо­бра­зит. ис­кусств (1934–1938), Ин-та при­клад­но­го и де­ко­ра­тив­но­го иск-ва (1942–48) в Мо­ск­ве. Сре­ди уче­ни­ков – А. Д. Гон­ча­ров, А. А. Дей­не­ка, Ю. И. Пи­ме­нов, А. Г. Тыш­лер. Ока­зал влия­ние на мас­те­ров су­ро­во­го сти­ля. Ле­нин­ская пр. (1962).

Лит.: Кни­га о В. Фа­вор­ском. М., 1967.

Вернуться к началу