Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАБРИ́ЦИУС

К. Фабрициус. Автопортрет. Ок. 1648–50. Музей Бойманса – ван Бёнингена (Роттердам).

ФАБРИ́ЦИУС (Fabritius) Ка­рел (кре­щён 27.2.1622, Мид­ден-Бем­стер, близ Ам­стер­да­ма – 12.10.1654, Делфт), голл. жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся резь­бе по де­ре­ву и жи­во­пи­си в род­ном го­ро­де, за­тем в Ам­стер­да­ме (1641–43) стал уче­ни­ком Рем­бранд­та, глу­бо­ко ус­во­ив его творч. ме­тод («Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря», ок. 1643, Нац. му­зей, Вар­ша­ва). В даль­ней­шем от жи­во­пис­ной ма­не­ры, близ­кой Рем­бранд­ту, Ф. пе­ре­шёл к бо­лее хо­лод­ной кра­соч­ной гам­ме, стал ис­поль­зо­вать се­реб­ри­стые то­на вме­сто кья­ро­ску­ро, кон­тра­ст­но вы­де­ляя тём­ные фи­гу­ры на свет­лом фо­не, пол­ном воз­ду­ха и тон­кой све­то­те­не­вой иг­ры (ав­то­порт­ре­ты – ок. 1648–50, Му­зей Бой­ман­са – ван Бё­нин­ге­на, Рот­тер­дам, и ок. 1654, Нац. гале­рея, Лон­дон; «Щег­лё­нок», 1654, Ма­у­риц­хёйс, Гаа­га). В 1650 от­крыл мас­тер­скую в Дел­фте, соз­да­вал мо­ну­мен­таль­ные рос­пи­си и стан­ко­вую жи­во­пись. Про­из­ве­де­ния это­го пе­рио­да пред­вос­хи­ща­ют жи­во­пис­ные от­кры­тия мас­те­ров делфт­ской шко­лы, в т. ч. Я. Вер­ме­ра: жан­ро­вые мо­ти­вы, не­су­щие в се­бе ощу­ще­ние це­ло­ст­но­го един­ст­ва ми­ра, об­ра­ще­ние к ес­теств. сол­неч­но­му ос­ве­ще­нию, ис­поль­зо­ва­ние ка­ме­ры-об­ску­ры («Вид Дел­фта», ок. 1652, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). По­гиб во вре­мя взры­ва по­ро­хо­во­го скла­да в Дел­фте. Его брат – худ. Ба­рент Фаб­ри­ци­ус (1624–73).

Лит.: Brown C. C. Fabritius, complete edition with a catalogue raisonné. Oxf., 1981; Duparc F. J. C. Fabritius. Zwolle, 2004.

Вернуться к началу