Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХО́НТХОРСТ

Г. ван Хонтхорст. «Концерт».1623.Эрмитаж (С.-Петербург).

ХО́НТХОРСТ, Гонт­горст (Honthorst) Гер­рит (Ге­рард) ван (псев­до­ни­мы: Ге­рар­до Ноч­ной, Ghe­rardo delle Nottе; Ге­рар­до Фла­ман­дец, Gherardo Fiammingo) (4.11.1590, Ут­рехт – 27.4.1656, там же), голл. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в Ут­рех­те у А. Блу­мар­та (1600-е гг.). В Ри­ме (с 1610 или 1615 по 1620) ис­пы­тал влия­ние Ка­ра­вад­жо. Ра­бо­тал в Ут­рех­те (чл. гиль­дии Св. Лу­ки с 1622), в Лон­до­не, где вы­пол­нял за­ка­зы Кар­ла I и да­вал уро­ки жи­во­пи­си его до­че­рям (1628), и в Гаа­ге для до­ма прин­цев Оран­ских (1637–52). На­ря­ду с Х. Тер­брюг­ге­ном и Д. ван Ба­бю­ре­ном, был гл. пред­ста­ви­те­лем т. н. ут­рехт­ско­го ка­ра­вад­жиз­ма. Ав­тор порт­ре­тов («Принц Фрид­рих Ген­рих Оран­ский и Ама­лия ван Сольмс», 1637–38, Мау­риц­хёйс, Гаа­га), ре­ли­ги­оз­ных («Хри­стос пе­ред пер­во­свя­щен­ни­ком», ок. 1617, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), ми­фо­ло­гич. и жан­ро­вых («Кон­церт», 1623, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) кар­тин, по­стро­ен­ных на эф­фек­тах ис­кусств. ос­ве­ще­ния (све­чи, лам­пы) и от­ли­чаю­щих­ся мяг­ко­стью све­то­те­не­вых кон­тра­стов; кар­тин-пан­но для ук­ра­ше­ния двор­цо­вых ин­терь­е­ров (жи­во­пис­ное уб­ран­ст­во Оран­ско­го за­ла двор­ца Хёйс-тен-Бос в Гаа­ге, 1649). Ока­зал влия­ние на голл. жи­во­пись 17 в., в т. ч. на Рем­бранд­та. Млад­ший брат Х. – жи­во­пи­сец Вил­лем ван Хонт­хорст (1594–1666).

Лит.: Braun H. G. und W. van Honthorst. Gött., 1966.

Вернуться к началу