Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХО́ДЛЕР

Авторы: А. В. Григораш
Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов. 1813 год».Фреска. 1907–08. Йенский университет.

ХО́ДЛЕР (Hodler) Фер­ди­нанд (14.3.1853, Берн – 19.5.1918, Же­не­ва), швейц. жи­во­пи­сец и гра­фик; один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей сим­во­лиз­ма и мо­дер­на. Учил­ся у от­чи­ма – ху­дож­ни­ка-де­ко­ра­то­ра Г. Шюп­ба­ха, у Ф. Зом­мер-Ко­лье в Ту­не (1867–68) и Б. Мен­на в Же­не­ве (1873–77). Ис­пы­тал влия­ние Х. Холь­бей­на Млад­ше­го, А. Дю­ре­ра, Д. Ве­ласке­са, Г. Кур­бе, К. Ко­ро, У. Блей­ка и П. Пю­ви де Ша­ван­на. Жил пре­им. в Же­не­ве. Чл. вен­ско­го, бер­лин­ско­го (с 1900) и мюн­хен­ско­го (с 1903) Се­цес­сиона. Про­из­веде­ния бы­то­во­го жан­ра и порт­ре­ты 1870-х – нач. 1880-х гг. вы­пол­не­ны под влия­ни­ем ма­не­ры ста­рых мас­те­ров («Ча­сов­щи­ки в Мад­ри­де», 1879, Ху­дож. му­зей, Лю­церн). С сер. 1880-х гг. об­ра­ща­ет­ся к сим­во­лич. сю­же­там («Эв­рит­мия», 1895; «День», 1899, обе – Ху­дож. му­зей, Берн; «Ис­ти­на», 1903, Кун­ст­ха­ус, Цю­рих), те­мам тру­да («Ле­со­руб», 1910, Ху­дож. му­зей, Берн) и др.; вы­ра­ба­ты­ва­ет стиль, на­зван­ный им «па­рал­ле­лизм», ба­зи­рую­щий­ся на сим­мет­рии ла­пи­дар­ных форм, рит­ме цве­то­вых плос­ко­стей и ли­ний. Соз­дал фре­ски в Йе­нском ун-те («Вы­ступ­ле­ние йен­ских сту­ден­тов. 1813 год», 1907–08). Ди­на­мич­ный ма­зок и кон­тра­ст­ный ко­ло­рит в аль­пий­ских пей­за­жах Х. («Вид на Монб­лан с Же­нев­ско­го озе­ра», 1918, Му­зей иск-ва и ис­то­рии, Же­не­ва) пред­вос­хи­ща­ют прин­ци­пы экс­прес­сио­низ­ма.

Лит.: F. Hodler. Münch., 1999; F. Hodler: a symbolist vision. Ostfildern, 2008.

Вернуться к началу