Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАДР

Авторы: Е. А. Мукосеева
И.Д. Шадр. «Сеятель». Бронза. 1922. Третьяковская галерея (Москва).

ШАДР (наст. фам. Ива­нов) Иван Дмит­рие­вич [30.1(11.2).1887, с. Так­та­шин­ское близ Шад­рин­ска, ны­не Кур­ган­ская обл. – 3.4.1941, Мо­ск­ва], рос. скульп­тор. Учил­ся в ху­дож.-пром. шко­ле в Ека­те­рин­бур­ге у Т. Заль­кал­на (1903–07), в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ в С.-Пе­тер­бур­ге (1907–08) у Н. К. Ре­ри­ха, в ака­демии «Ла Гранд-Шомь­ер» в Па­ри­же (1910–1911), где поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми Э. А. Бур­де­ля и О. Ро­де­на, и в Ри­ме (1911–1912). Жил и ра­бо­тал в Мо­ск­ве (в 1919–1921 в Ом­ске). Член Об-ва рус. скульп­то­ров (с 1926). В ран­нем твор­че­ст­ве Ш. силь­ны нац.-ро­ман­тич. идеи («Па­мят­ник ми­ро­во­му стра­да­нию», 1915, не осу­ще­ст­в­лён); скульп­ту­ры от­ме­че­ны влия­ни­ем сти­ля мо­дерн. С 1920-х гг. ра­бо­ты Ш. ор­га­нич­но впи­сы­ва­ют­ся в про­грам­му со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма; для про­из­ве­де­ний ха­рак­тер­ны тя­га к по­ве­ст­во­ва­тель­но­сти и ме­та­фо­рич. пе­ре­во­пло­ще­ние сим­во­ли­ки ре­во­люц. по­ры­ва (ин­ди­ви­ду­аль­ность ха­рак­те­ри­стик в се­рии для вос­про­из­ве­де­ния на мар­ках, де­неж­ных зна­ках и об­ли­га­ци­ях Го­зна­ка, т. н. де­неж­ные му­жи­ки: «Ра­бо­чий», «Кре­сть­я­нин», «Крас­но­ар­ме­ец», «Сея­тель», все 1922, гипс, ГРМ; брон­за, ГТГ; «Бу­лыж­ник – ору­жие про­ле­та­риа­та», гипс, 1927, ГТГ; неск. от­ли­вок в брон­зе; «Де­вуш­ка с вес­лом», гипс, 1934, не сохр.). Ав­тор мо­ну­мен­тов В. И. Ле­ни­ну на Зе­мо-Ав­чаль­ской ГЭС (ны­не Гру­зия; 1927; арх. С. Е. Чер­ны­шёв; де­мон­ти­ро­ван); М. Горь­ко­му в Мо­ск­ве (про­ект: брон­за, 1939, ГТГ; осу­ще­ст­в­лён в 1951 В. И. Му­хи­ной, Н. Г. Зе­лен­ской, З. Г. Ива­но­вой, арх. З. М. Ро­зен­фельд); над­гро­бий (Н. С. Ал­ли­луе­вой, 1933; Е. Н. Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко, 1939; оба – Но­во­де­ви­чье клад­би­ще в Мо­ск­ве). Про­ник­но­вен­ный порт­ре­тист («М. Горь­кий. Бу­ре­ве­ст­ник», брон­за, 1939, ГТГ). Гос. пр. (1952).

Лит.: Шадр: Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. Пе­ре­пис­ка. Вос­по­ми­на­ния о скульп­то­ре. М., 1978; Осин­цев Л. Не­из­вест­ный Шадр. Шад­ринск, 1995.

Вернуться к началу