Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАГА́Л

Авторы: В. А. Кулаков
М.З. Шагал.«Над городом». 1914–18. Третьяковская галерея (Москва).

ШАГА́Л (Chagall) Марк (Мои­сей; Мов­ша) За­ха­ро­вич [24.6(6.7).1887, м. Ли­оз­но близ Ви­теб­ска – 28.3.1985, Сен-Поль-де-Ванс, Про­ванс], рос. и франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, ху­дож­ник-мо­ну­мен­та­лист. Ро­дил­ся в се­мье тор­гов­ца. Учил­ся в Шко­ле жи­во­пи­си и ри­сун­ка Ю. М. Пэ­на в Ви­теб­ске (1906), в С.-Пе­тер­бур­ге – в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1907–08), сту­дии С. М. Зей­ден­бер­га (1908), Шко­ле ри­со­ва­ния и жи­во­пи­си Е. Н. Зван­це­вой (1909) у Л. С. Бак­ста и М. В. До­бу­жин­ско­го. В 1910 при­ехал в Па­риж, по­се­щал ака­де­мии «Ла Па­летт» и «Ла Гранд-Шомь­ер»; по­зна­ко­мил­ся с Г. Апол­ли­не­ром, Б. Сан­д­ра­ром, П. Пи­кас­со, Р. Де­ло­не и др. Один из гл. пред­ста­ви­те­лей рус. аван­гар­диз­ма, а так­же Пер­вой па­риж­ской шко­лы, Ш. в по­эти­че­ски-фан­та­зий­ном, гро­те­ско­вом ли­бо мис­тич. клю­че ин­тер­пре­ти­ро­вал фольк­лор­ные и обы­ден­ные мо­ти­вы («бы­то­вой сим­во­лизм», по вы­ра­же­нию Д. В. Са­рабь­я­но­ва), ис­поль­зуя отд. приё­мы ку­бо­фу­ту­риз­ма, экс­прес­сио­низ­ма и при­ми­ти­виз­ма; изы­скан­ное «кра­соч­ное ви­зио­нер­ст­во» в его ра­бо­тах со­че­та­ет­ся с иг­рой па­ра­док­саль­ных про­стран­ст­вен­ных сме­ще­ний. Те­ма­ти­ке ран­них ра­бот (об­ра­зы Ви­теб­ска, евр. мес­те­чек в Рос­сии, Па­ри­жа; «за­шиф­ро­ван­ные» на­тюр­мор­ты; цирк; «влюб­лён­ные»; биб­лей­ские сю­же­ты) Ш. ос­та­вал­ся ве­рен до кон­ца творч. пу­ти. Сре­ди кар­тин – «Я и де­рев­ня» (1911, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Влюб­лён­ные» (1913–14, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Ча­сы» (1914), «Над го­ро­дом» (1914–18, обе – ГТГ), «Крас­ный ев­рей», «Зер­ка­ло» (обе – 1915, ГРМ), «День ро­ж­де­ния» (1915, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Бе­лое Рас­пя­тие» (1938, Ин-т иск-ва, Чи­ка­го), «Ча­сы с си­ним кры­лом» (1949, со­б­ра­ние И. Ша­гал, Па­риж) и др. По воз­вра­ще­нии в Рос­сию ра­бо­тал в Ви­теб­ске (1914, 1917–20), где в 1919 ор­га­ни­зо­вал Нар. ху­дож. уч-ще, при­влёк к пре­по­да­ва­нию Пэ­на, До­бу­жин­ско­го, В. М. Ер­мо­лае­ву, И. А. Пу­ни, Л. М. Ли­сиц­ко­го, К. С. Ма­ле­ви­ча; в Пет­ро­гра­де (1915–16) и Мо­ск­ве (1920–22). Оформ­лял спек­так­ли, в т. ч. моск. Гос. евр. ка­мер­но­го те­ат­ра («Ве­чер Шо­лом-Алей­хе­ма», 1921, реж. А. М. Гра­нов­ский), так­же ис­пол­нил жи­во­пис­ные пан­но для ин­терь­е­ра те­ат­ра (ны­не час­тич­но в ГТГ). Уча­ст­ник мн. вы­ста­вок – в Па­ри­же («Са­лон не­за­ви­си­мых», 1912), Мо­ск­ве («Ос­ли­ный хвост», 1912; «Ми­шень», 1913; «Буб­но­вый ва­лет», 1916), С.-Пе­тер­бур­ге («Мир ис­кус­ст­ва», 1913) и др.

В 1922 Ш. вы­ехал в Кау­нас, за­тем в Бер­лин, где изу­чал разл. тех­ни­ки гра­вю­ры. С 1923 жил в Па­ри­же (гра­ж­дан­ст­во по­лу­чил в 1937); по­зна­ко­мил­ся с П. Элюа­ром и М. Эрн­стом, но от­ка­зал­ся примк­нуть к груп­пи­ров­ке сюр­реа­ли­стов. По за­ка­зу А. Вол­ла­ра ил­лю­ст­ри­ро­вал «Мёрт­вые ду­ши» Н. В. Го­го­ля (офор­ты, 1923–27; изд. в 1948), «Бас­ни» Ж. де Ла­фон­те­на (гу­ашь, 1926–27, изд. в 1952), Биб­лию (гу­ашь, с 1931). В 1931 со­вер­шил по­езд­ку по Па­ле­сти­не. В на­ци­ст­ской Гер­ма­нии его ра­бо­ты де­мон­ст­ри­ро­ва­лись на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во» (1937); не­ко­то­рые бы­ли со­жже­ны. В 1941–48 Ш. жил в США; офор­мил по­ста­нов­ки ба­ле­тов «Але­ко» на музыку П. И. Чай­ков­ско­го (1942, хо­рео­граф Л. Ф. Мя­син), «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1945, хо­рео­граф А. Р. Больм). С 1950 по­се­лил­ся на юге Фран­ции. Ав­тор ил­лю­ст­ра­ций к про­из­ве­де­ни­ям Элюа­ра, А. Маль­ро, ро­ма­ну «Даф­нис и Хлоя» Лон­га (1957; в 1958 офор­мил по­ста­нов­ку од­но­им. ба­ле­та М. Ра­ве­ля в Па­риж­ской опе­ре, хо­рео­граф С. Ли­фарь) и др., се­рий офор­тов («Цирк», 1956–62; «Сен-Поль-де-Ванс», 1957–62) и ли­то­гра­фий. В позд­ний пе­ри­од ра­бо­тал пре­им. в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва: вит­ра­жи, ке­ра­мич. пан­но и мра­мор­ные ба­рель­е­фы для ка­пел­лы в Ас­си (Верх­няя Са­войя, 1957); вит­ра­жи для со­бо­ров в Ме­це (1958–68; см. илл. к ст. Вит­раж) и Рейм­се (1974), си­на­го­ги мед. цен­тра «Ха­дас­са Эйн-Ке­рем» Еврейского ун-та (1962, Ие­ру­са­лим; см. илл. к ст. Из­ра­иль), зда­ния ООН в Нью-Йор­ке («Ок­но ми­ра», 1964), ц. Фрау­мюн­стер в Цю­ри­хе (1969–70); жи­во­пис­ный пла­фон зри­тель­но­го за­ла Па­риж­ской опе­ры (1963–64), рос­пи­си в фойе «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры» в Нью-Йор­ке (1966–67); эс­ки­зы для шпа­лер (в т. ч. для зда­ния кнес­се­та в Ие­ру­са­ли­ме, 1973) и др. В 1973 по­се­тил СССР. В 1973 в Ниц­це от­крыт Нац. му­зей «Биб­лей­ское по­сла­ние М. Ша­га­ла». На­гра­ж­дён Боль­шим кре­стом ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1977).

Соч.: Ан­гел над кры­ша­ми: Сти­хи. Про­за. Ста­тьи. Вы­сту­п­ле­ния. Пись­ма. М., 1989; Об ис­кус­ст­ве и куль­ту­ре. М., 2009; Моя жизнь. М., 2016.

Лит.: Эф­рос А., Ту­генд­хольд Я. Ис­кус­ст­во М. Ша­га­ла. М., 1918; Venturi L. Chagall: Etude biographique et critique. Gen., 1956; Meyer F. M. Chagall. N. Y., 1964; Marteau R. Les vitraux de Chagall. P., 1972; Alexander S. M. Chagall: A biography. N. Y., 1978; Ша­гал. Воз­вра­ще­ние мас­те­ра. М., 1988; Ап­чин­ская Н. В. М. Ша­гал: Порт­рет ху­дож­ни­ка. М., 1995; Schneider P. Chagall а̀ travers le siècle. P., 1995; Ка­мен­ский А. А. М. Ша­гал: Ху­дож­ник из Рос­сии. М., 2005; Круг­лов В., Пет­ро­ва Е. М. Ша­гал. СПб., 2005; Треть­я­ков­ская га­ле­рея. 2005. Специ­аль­ный вып.: М. Ша­гал «Здрав­ст­вуй, Ро­ди­на!».

Вернуться к началу