Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИСТЯКО́В

П.П. Чистяков. «Римский нищий». 1867. Третьяковская галерея (Москва).

ЧИСТЯКО́В Па­вел Пет­ро­вич [23.6(5.7). 1832, с. Пру­ды Весье­гон­ско­го у. Твер­ской губ. – 11.11.1919, Дет­ское Се­ло, ны­не г. Пуш­кин], рос. пе­да­гог и жи­во­пи­сец. Учил­ся в пе­терб. АХ (1849–61) у П. В. Ба­си­на. Пен­сио­нер АХ в Па­ри­же и Ри­ме (1862–70). Пре­по­да­вал в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ в С.-Пе­тер­бур­ге (1860–64) и в пе­терб. АХ (с 1872), проф.-ру­ко­во­ди­тель мас­тер­ской (1908–10) и зав. мо­за­ич­ным от­де­ле­ни­ем (1890–1912). Соз­дал ху­дож.-пе­да­го­гич. сис­те­му, по­вли­яв­шую на рус. иск-во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Пе­да­го­гич. ме­тод Ч. ос­но­вы­вал­ся на со­че­та­нии ака­де­миз­ма с прин­ци­па­ми реа­лиз­ма и пред­по­ла­гал слия­ние не­по­средств. вос­при­ятия на­ту­ры ху­дож­ни­ком с её науч. изу­че­ни­ем, ана­ли­зом струк­ту­ры фор­мы. Уче­ни­ки Ч.: В. М. Вас­не­цов, В. Д. По­ле­нов, И. Е. Ре­пин, В. А. Се­ров, В. Н. Су­ри­ков, М. А. Вру­бель. В ис­то­рич. и жан­ро­вых порт­ре­тах Ч. стре­мил­ся к дра­ма­ти­за­ции сю­же­та и пси­хо­ло­гич. на­сы­щен­но­сти об­раз­но­го строя («Го­ло­ва чу­ча­ры», 1864, ГРМ; «Боя­рин», 1876, ГТГ).

Лит.: Бе­лю­тин Э. М., Мо­ле­ва Н. М. П. П. Чис­тя­ков. М., 1954.

Вернуться к началу