Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИ́МА ДА КОНЕЛЬЯ́НО

Авторы: П. А. Алёшин
Дж.Б. Чима да Конельяно. «Благовещение». 1495. Эрмитаж (С.-Петербург).

ЧИ́МА ДА КОНЕЛЬЯ́НО (Cima da Co­neglia­no) Джо­ван­ни Бат­ти­ста (1459/60, Ко­нель­я­но – 1517/18, там же), итал. жи­во­пи­сец. Пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы Ран­не­го и Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния. Ис­пы­тал влия­ние Джо­ван­ни Бел­ли­ни, Ан­то­нел­ло да Мес­си­ны и А. Ви­ва­ри­ни. Один из круп­ней­ших мас­те­ров ал­тар­но­го об­раза в Ве­не­ции на ру­бе­же 15 и 16 вв. («Кре­ще­ние Хри­ста», 1492–94, ц. Сан-Джо­ван­ни-ин-Бра­го­ра; «Ма­дон­на с апель­си­но­вым де­ре­вом», ок. 1495, га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Свя­той Пётр-му­че­ник с пред­стоя­щи­ми», 1504, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан; «По­кло­не­ние пас­ту­хов», 1509–10, ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Кар­ми­не, и мн. др.), од­на­ко из­вес­тен и ряд его про­из­ве­де­ний на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты: «Сон Эн­ди­мио­на» и «Суд Ми­да­са» (оба 1505–10, Нац. га­ле­рея, Пар­ма) и др. Жи­во­пись Ч. да К. от­ли­ча­ет­ся ве­ли­че­ст­вен­ной про­сто­той об­ра­зов, яр­ким, свет­лым ко­ло­ри­том и тон­ким ощу­ще­ни­ем свя­зи при­ро­ды и че­ло­ве­ка: в его ра­бо­тах пей­заж пе­ре­ста­ёт быть про­сто фо­ном и оп­ре­де­ля­ет об­щее на­строе­ние про­из­ве­де­ний, иг­рая важ­ную роль в соз­да­нии ху­дож. об­раза, что пред­вос­хи­ти­ло за­ро­ж­де­ние пей­за­жа как са­мо­стоят. жан­ра в итал. жи­во­пи­си.

Лит.: Menegazzi L. Cima da Conegliano. Tre­viso, 1981; Humfrey P. Cima da Co­neg­liano. Camb.; N. Y., 1983; Cima da Co­negliano: Poeta del paesaggio. Venezia, 2010; Cima da Co­neg­liano. Maître de la Renaissance vénitien­ne. P., 2012.

Вернуться к началу