Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕЛКО́В

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро
О.Н. Целков. «Висящее лицо и стрекоза». 1988. Частное собрание.

ЦЕЛКО́В Олег Ни­ко­лае­вич (р. 15.7.1934, Мо­ск­ва), рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор. Учил­ся в Бе­ло­рус. гос. те­ат­раль­но-ху­дож. ин-те в Мин­ске (1953–1954) и ИЖСА (1954–55), из обо­их вузов был ис­клю­чён за «фор­ма­лизм». Окон­чил в 1958 Ле­нингр. гос. те­ат­раль­ный ин-т им. А. Н. Ост­ров­ско­го по спе­ци­аль­но­сти ху­дож­ник-тех­но­лог сце­ны (учил­ся у Н. П. Аки­мо­ва). Ис­пы­тал вли­я­ние «кре­сть­ян­ско­го цик­ла» К. С. Ма­ле­ви­ча, ху­дож­ни­ков «Буб­но­во­го ва­ле­та», Ф. Ле­же, Д. Ри­ве­ры, Рем­бранд­та, на­ив­но­го ис­кус­ст­ва. В 1960 Ц. соз­дал «Двой­ной порт­рет», где впер­вые поя­ви­лись на­пи­сан­ные пре­им. на мо­но­хром­ном фо­не рез­ки­ми цве­та­ми од­но­тип­ные пло­ские «порт­ре­ты лиц», «цел­ко­ви­ты», во­пло­щаю­щие бру­таль­ность и без­раз­ли­чие и од­но­вре­мен­но на­пол­нен­ные ви­таль­но­стью, ду­хом фан­тас­ма­го­рии, «чёр­ным» юмо­ром, со­че­таю­щие в се­бе мо­ну­мен­таль­ную дра­ма­тич­ность и аб­сур­ди­ст­ский иг­ро­вой при­ми­тив («Груп­по­вой порт­рет с ар­бу­зом», 1963, со­б­ра­ние А. Мил­ле­ра, США; «Груп­по­вой порт­рет с ме­да­лью», 1968, со­б­ра­ние Е. М. Ну­то­ви­ча; «Тай­ная ве­че­ря», 1970, со­б­ра­ние ху­дож­ни­ка). В 1-й пол. 1970-х гг. мас­ки при­об­ре­ли уз­на­вае­мые чер­ты (порт­ре­ты Е. А. Ев­ту­шен­ко, Г. Д. Кос­та­ки, «Ав­то­порт­рет с Рем­бранд­том в день на­ше­го ро­ж­де­ния 15 ию­ля», 1971, со­б­ра­ние Ев­ту­шен­ко), за­тем Ц. вер­нул­ся к преж­ним мо­ти­вам. С 1977 во Фран­ции. С нач. 1980-х гг. Ц. пи­шет объ­ём­ные, пре­им. мо­но­хром­ные изо­бра­же­ния «цел­ко­ви­тов» и на­тюр­мор­ты; с 2000-х гг. пе­ре­но­сит «цел­ко­ви­тов» на ке­ра­ми­ку, соз­да­ёт скульп­ту­ры из фар­фо­ра и брон­зы.

Лит.: O. Tselkov. Mil., 1988; Ка­мен­ский А. А. О. Цел­ков. Па­риж [и др.], 1992; О. Цел­ков: [Аль­бом]. М., 2002.

Вернуться к началу