Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦАРИ́ЦЫНО

Авторы: П. С. Павлинов
Царицыно. Хлебный дом (1784–85) и Оранжерейный мост (1807). Фото Е.Е. Исаковой

ЦАРИ́ЦЫНО, ар­хи­тек­тур­но-пар­ко­вый ан­самбль 18–19 вв. на юго-вос­то­ке Мо­ск­вы. Рас­по­ло­жен на вы­со­ком хол­ме на бе­ре­гу Верх­не­го Ца­ри­цын­ско­го пру­да. С кон. 16 в. из­вест­на «пус­тошь Чер­но­гряз­ская». С 1633 вла­де­ние бо­яр Стреш­не­вых, при ко­то­рых соз­да­ни­ем пло­ти­ны на p. Го­ро­ден­ка об­ра­зо­ва­на сис­те­ма пру­дов. С 1683 при­над­ле­жа­ло кн. Го­ли­цы­ным. В 1713 по­жа­ло­ва­но ца­рём Пет­ром I кн. Д. К. Кан­те­ми­ру. В мае 1775 имп. Ека­те­ри­на II ку­пи­ла зем­ли у Кан­те­ми­ра за 25 тыс. руб. и на­зва­ла своё но­вое вла­де­ние Ц. В мае 1776 на­ча­лось строи­тель­ст­во под­мос­ков­ной имп. ре­зи­ден­ции по про­ек­ту арх. В. И. Ба­же­но­ва. К 1785 воз­ве­де­ны поч­ти все по­строй­ки, но Ека­те­ри­не II не по­нра­ви­лась ар­хи­тек­ту­ра гл. двор­ца и, воз­мож­но, сим­во­лы ма­сон­ст­ва, ис­поль­зо­ван­ные в де­ко­ре. 29.1(9.2).1786 Ба­же­нов был уво­лен на год, а 6(17) февр. им­пе­рат­ри­ца по­ве­ле­ла ра­зо­брать дво­рец и по­стро­ить его за­но­во по про­ек­ту М. Ф. Ка­за­ко­ва, но ко вре­ме­ни кон­чины Ека­те­ри­ны II зда­ние за­вер­шить не ус­пе­ли. Имп. Па­вел I в ию­не 1797 пре­кра­тил все ра­бо­ты.

С по­строй­кой ж. д. Мо­ск­ва – Сер­пу­хов (1866) Ц. раз­ви­ва­лось как дач­ная ме­ст­ность. В 1927–37 в 3-м Ка­ва­лер­ском кор­пу­се ра­бо­тал Ца­ри­цын­ский ис­то­ри­ко-ху­дож. и крае­ведч. му­зей. В 1939 тер­ри­то­рия во­шла в ра­бо­чий пос. Ле­нино; с 1969 – в чер­те Мо­ск­вы. В 1984 в Ц. об­ра­зо­ван Гос. му­зей де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва на­ро­дов СССР. В 1985–2007 про­ве­де­на ак­тив­ная фа­за рес­тав­ра­ци­он­ных ра­бот. В 1993 об­ра­зо­ван Ис­то­ри­ко-ар­хит., ху­дож. и ланд­шафт­ный му­зей-за­по­вед­ник Ц. (ок. 550 га). В 1994 от­кры­ты пер­вые му­зей­ные экс­по­зи­ции. В 2005–07 вос­ста­нов­ле­ны Боль­шой Ца­ри­цын­ский дво­рец и ком­плекс оран­же­рей.

Ар­хит. ан­самбль из кир­пи­ча (1776–1796) со­еди­ня­ет пла­ни­ров­ку ран­не­го клас­си­циз­ма с фор­ма­ми и бе­ло­ка­мен­ным де­ко­ром в ду­хе нео­го­ти­ки. Во­круг центр. дво­ра рас­по­ло­же­ны: Боль­шой дво­рец (1787–89, 1793–96, 2005–07), со­еди­нён­ный га­ле­ре­ей с Хлеб­ным до­мом (1784–85); 1-й и 2-й Ка­ва­лер­ские кор­пу­са (1784–85), ц. во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (1759–65; тра­пез­ная и ко­ло­коль­ня пе­ре­строе­ны в 1883–85), Фи­гур­ный мост, Ма­лый (По­лу­цир­куль­ный) дво­рец (оба 1776–78). В ан­самбль так­же вхо­дят: Опер­ный дом (Сред­ний дво­рец, 1776–1778), Фи­гур­ные во­ро­та (1777–78), 3-й Ка­валер­ский кор­пус (1776–79), Боль­шой (1778–79, 1784–85, 1808) и Оран­же­рей­ный (1807) мос­ты.

Пей­заж­ный парк (с 1784) с кур­га­на­ми вя­ти­чей (11–12 вв.), па­виль­о­на­ми «Ми­ло­ви­да» (нач. 19 в.) и «Не­рас­тан­ки­но» (1803), ар­кой на Верх­нем ост­ро­ве («Ру­сал­ки­ны во­ро­та», 1804), баш­ней-руи­ной (1804–05), бе­сед­кой «Храм Це­ре­ры» (1805), Гро­те­ско­вы­ми мос­та­ми (1805–08; все – пред­по­ло­жи­тель­но арх. И. В. Его­тов).

Лит.: На­ум­кин Г. И. Ар­хи­тек­тур­ная ико­но­гра­фия Ца­ри­цын­ско­го ан­самб­ля В. И. Ба­же­но­ва. М., 2004; Му­зей-за­по­вед­ник Ца­ри­цы­но: двор­цо­вый ан­самбль, парк, кол­лек­ции / Сост. Л. В. Ан­д­рее­ва. М., 2005; Сер­ге­ев И. Н. Ца­ри­цы­но. М., 2008; Ца­ри­цы­но: ат­трак­ци­он с ис­то­ри­ей. М., 2014.

Вернуться к началу