Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕ́МИИ

Авторы: А. М. Муратов

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕ́МИИ, на­уч­но-твор­че­ские уч­ре­ж­де­ния и выс­шие ху­до­же­ст­вен­ные шко­лы. Пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми офиц. ака­де­мий бы­ли не­фор­маль­ные и поч­ти не­до­ку­мен­ти­ро­ван­ные объ­е­ди­не­ния итал. ху­дож­ни­ков кон. 15 в.: т. н. ака­де­мия Ле­о­нар­до да Вин­чи в Ми­ла­не и ака­де­мия Сан-Мар­ко Ло­рен­цо Ме­ди­чи и др. На­зва­ние ака­де­мий они за­имст­во­ва­ли у объ­е­ди­не­ний гу­ма­ни­стов (см. Гу­ма­низм, в 1-м зна­че­нии). Пер­вые Х. а. – уч­ре­ж­де­ния воз­ник­ли в Ита­лии в пе­ри­од Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния: фло­рен­тий­ская Ака­де­мия ри­сун­ка (1563), «Ака­де­мия всту­пив­ших на пра­виль­ный путь» бр. Кар­рач­чи в Бо­ло­нье (ок. 1582), ака­де­мия Св. Лу­ки в Ри­ме (1593). Эти объ­е­ди­не­ния ху­дож­ни­ков, воз­ни­кав­шие под по­кро­ви­тель­ст­вом мо­гу­ще­ст­вен­ных па­тро­нов и су­ще­ст­во­вав­шие на­ря­ду с ху­дож. мас­тер­ски­ми, ста­ли но­вы­ми, от­лич­ны­ми от ре­мес­лен­ных це­хов кор­по­ра­ция­ми, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ли сво­им чле­нам бо­лее вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус, про­ти­во­пос­тав­ляя их ин­тел­лек­ту­аль­ную дея­тель­ность ре­мес­лен­но­му тру­ду. В Х. а. про­ис­хо­ди­ло фор­ми­ро­ва­ние нор­ма­тив­ной эс­те­ти­ки: от­би­ра­лись об­раз­цы для по­дра­жа­ния (пре­им. ра­бо­ты мас­те­ров Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния), фор­му­ли­ро­ва­лись ху­дож. прин­ци­пы, раз­де­ляв­шие­ся все­ми чле­на­ми (опо­ра на ан­тич­ное на­сле­дие, под­ра­жа­ние на­ту­ре, ри­су­нок как уни­вер­саль­ная ос­но­ва пла­сти­че­ских ис­кусств и др.), на этой ба­зе раз­ра­ба­ты­ва­лась сис­те­ма обу­че­ния. Сход­ные объ­еди­не­ния по­яв­ля­лись и за пре­де­ла­ми Ита­лии: т. н. ака­де­мии К. ван Ман­де­ра в Хар­ле­ме (1583), Ф. Па­че­ко в Се­ви­лье (1660–74).

В 1648 во Фран­ции воз­ник­ла пер­вая гос. ака­де­мия ху­до­жеств – Ко­ро­лев­ская ака­де­мия жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми аб­со­лю­тиз­ма она оп­ре­де­ля­ла об­ще­го­су­дарств. ху­дож. по­ли­ти­ку, рег­ла­мен­ти­ро­ва­ла ху­дож. жизнь стра­ны (ака­де­ми­ки по­лу­ча­ли ис­клю­чит. пра­во на ко­ро­лев­ские за­ка­зы), уст­раи­ва­ла ре­гу­ляр­ные вы­став­ки. Её важ­ней­шей функ­ци­ей ста­ла об­ра­зо­ва­тель­ная: на ос­но­ве нор­ма­тив­ной эс­те­ти­ки клас­си­циз­ма бы­ла раз­ра­бо­та­на мно­го­сту­пен­ча­тая сис­те­ма обу­че­ния, вклю­чав­шая в се­бя разл. клас­сы и сис­те­му пре­ми­ро­ва­ния луч­ших уче­ни­ков. По об­раз­цу франц. ака­де­мии ос­но­ва­ны мно­гие АХ: в Ве­не (1692), Бер­ли­не (1696), Ко­пен­га­ге­не (1754), Имп. АХ в С.-Пе­тер­бур­ге (1764, см. в ст. Рос­сий­ская ака­де­мия ху­до­жеств), Ко­ро­лев­ская ака­де­мия ис­кусств в Лон­до­не (1768) и др., а так­же за пре­де­ла­ми Ев­ро­пы: в Ме­хи­ко (1783), Нью-Йор­ке (1802).

В 19 в. Х. а. ста­ли мас­со­вым яв­ле­ни­ем. Ака­де­мия­ми ста­ли на­зы­вать се­бя и ча­ст­ные сту­дии (па­риж­ские ака­де­мии – Сюи­са, 1815, Жю­лиа­на, 1867). В 20 в. Х. а. уч­ре­ж­да­ют­ся в стра­нах Вос­то­ка (кит. Нац. ака­де­мия иск-ва в Хан­чжоу, 1928, Ака­де­мия ис­кусств им. Лу Си­ня в Шэнь­я­не, 1938, и др.). С нач. 19 в. уси­ли­ва­ет­ся кри­ти­ка ху­дож. и об­ра­зо­ват. прин­ци­пов Х. а. со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей но­вей­ших те­че­ний, ко­то­рая дос­тиг­ла апо­гея во 2-й пол. 19 в., ко­гда гос. Х. а. ста­ли рас­смат­ри­вать­ся как оп­лот кон­сер­ва­тиз­ма и по­сте­пен­но ут­ра­ти­ли ве­ду­щую роль в ка­че­ст­ве об­ра­зо­ват. и на­уч. цен­тров. В нач. 21 в. по все­му ми­ру мно­го­числ. гос. и ча­ст­ные Х. а. функ­цио­ниру­ют как выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния и твор­че­ские цен­тры.

Лит.: Pevs­ner N. Academies of art: Past and present. Ann Arbor, 1967; Academies of art bet­ween Renaissance and Romanticism. ’s-Gra­ven­hage, 1989; Akademie der Bildenden Künste. W., 1989; Ду­бо­ва О. Б. Ста­нов­ле­ние ака­де­ми­че­ской шко­лы в за­пад­но-ев­ро­пей­ской куль­ту­ре. М., 2009.

Вернуться к началу