Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ДА

Авторы: Е. А. Мукосеева
В.К. Хеда. «Завтрак с ежевичным пирогом».1631.Художественные собрания (Дрезден).

ХЕ́ДА (Heda) Вил­лем Клас (ок. 1594, Хар­лем – 24.8.1680, там же), голл. жи­во­пи­сец. Чл. гиль­дии Св. Лу­ки (1631). Ран­ние ра­бо­ты (с 1615) – порт­ре­ты и ре­лиг. кар­ти­ны. Под влия­ни­ем П. Кла­са об­ра­тил­ся к жан­ру на­тюр­мор­та. Спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся на т. н. зав­тра­ках: кар­ти­нах с изо­бра­же­ни­ем на­кры­тых сто­лов со скром­ны­ми тра­пе­зой и ку­хон­ной ут­ва­рью. Пред­по­чи­тал го­ри­зон­таль­ный фор­мат, ней­траль­ный фон, диа­го­наль­ные ком­по­зи­ции, ка­жу­щий­ся бес­по­ря­док в рас­ста­нов­ке пред­ме­тов, мо­но­хром­ный ко­ло­рит, под­чи­нён­ный се­реб­ри­сто­му то­ну. Де­таль­ная точ­ность и тща­тель­ная пе­ре­да­ча фак­ту­ры пред­ме­тов со­че­та­лась с за­ло­жен­ным в них скры­тым ал­ле­го­рич. смыс­лом («Ва­ни­тас», 1628, Му­зей Бре­ди­ус, Гаа­га). В зре­лый пе­ри­од твор­че­ст­ва (2-я пол. 1630-х гг.) со­сре­до­то­чи­вал пред­ме­ты пре­им. на пер­вом пла­не («На­тюр­морт с по­зо­ло­чен­ным бо­ка­лом», 1635, Рейкс­мю­се­ум, Ам­стер­дам). В 1640-е гг., ве­ро­ят­но под влия­ни­ем В. Кал­фа, вы­би­рал рос­кош­ные пред­ме­ты («На­тюр­морт с чер­нич­ным пи­ро­гом», 1645, Гос. ху­дож. со­б­ра­ния, Дрезден). Вы­со­ко оце­нён­ный со­вре­мен­ни­ка­ми при жиз­ни, имел мно­го уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей (сын – Гер­рит Вил­лемс Хе­да, М. Бо­ле­ма, А. ван Бе­ре­стейн, Х. Хе­ер­шоп).

Лит.: Haak B. The golden age: Dutch painters in the 17th century. N. Y., 1984; Та­ра­сов Ю. А. Гол­ланд­ский на­тюр­морт XVII в. СПб., 2004.

Вернуться к началу