Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОРОКИН

Авторы: М. В. Зубова

СОРО́КИН Тихон Иванович [3(15).3.1879, Ливны Орловской губернии – лето 1959, дачный кооператив НИЛ Истринского района Московской области], российский искусствовед, писатель, переводчик. Окончил церковно-приходское училище, где подружился с А. Н. Булгаковым (младший брат С. Н. Булгакова). В Ливнах создал любительский театр, где его братья и знакомые играли пьесы из репертуара Московского Художественного театра (по книге, полученной от А. П. Чехова). За организацию восстания в Харькове (1905) приговорён к заключению в одиночной камере и расстрелу. Бежал за границу, с поддельным паспортом жил в Берлине, затем поселился в Париже. Учился в Сорбонне, в 1911 защитил дипломную работу «Испанская архитектура Средневековья и влияние на неё мавританского стиля» (в 1970-е гг. А. Д. Синявский прочёл по этой работе в Сорбонне несколько лекций). Проводил экскурсии по Руану и Парижу для слушательниц Высших женских курсов из России, приезжавших по приглашению благотворителей – князей Бобринских. Был знаком с писателями И. Г. Эренбургом, Л. Зборовским, художниками А. Модильяни, П. Пикассо, Б. Моризо, Х. Сутиным. Сотрудничал с петербургской (петроградской) газетой «День», для которой писал очерки о художественной жизни в Париже, после 1914 – отчёты с фронта (ушёл добровольцем в составе Русского батальона Франции).

В 1917 приехал в Советскую Россию, как сотрудник газеты был направлен на Кавказ; в 1922 переехал в Петроград, затем в Москву. Близкое знакомство с М. В. Фрунзе (с кон. 19 в.) позволило С. организовать в Москве артель с ремёслами (стал её художественным директором) и открыть магазин народных промыслов. В целях изучения народного искусства и собирания его образцов регулярно выезжал в провинцию. Благодаря трудам С. разделы Мосискусства на Всемирной выставке в Париже (1925) получили золотые медали. В 1928–29 находился под арестом (наряду с другими сотрудниками Мосискусства), после чего артель распалась, прекратилось собирательство изделий народных промыслов. Причислен к категории лишенцев, претерпевал неоднократные аресты. Вместе с П. Д. Барановским прилагал усилия к сохранению художественно-исторических памятников (Сухарева башня, фрески Чудова монастыря и др.). Дом С. посещали А. Г. Габричевский, С. В. Шервинский, музыкант К. К. Сараджев, переводчик Ф. А. Петровский, художник Н. П. Феофилактов, О. Э. Мандельштам, А. А. Шеншин.

В 1930, после краткой работы секретарём московского Дома учёных, получил должность сотрудника Третьяковской галереи, давшую ему возможность сохранить от уничтожения некоторые памятники древнерусской культуры. Добившись разрешения собирать иконы для галереи, в 1931–36 ездил по Русскому Северу (Вологда, Кириллов) и Центральной России, откуда привёз иконы, ныне составляющие основной фонд Третьяковской галереи. Из Звенигорода вывез древние доски со шпонами, в результате реставрации оказавшиеся иконами Звенигородского чина (ныне в собрании ГТГ). Спасённые им памятники впервые показаны на выставке в Третьяковской галерее в 1957.

Во время Великой Отечественной войны 1941–45 работал в Совинформбюро. С. – автор более 100 очерков о разрушенных городах и памятниках архитектуры, скульптуры, живописи, а также книг «Психология жеста» (о художественной выразительности кино; в рукописи) и «Народное искусство в России» (на венгерском языке: Szorokin T. Orosz népi díszítőművészet. Budapest, 1947). Основные сведения о С. содержатся в воспоминаниях его дочери – живописца и педагога Натальи Тихоновны Сорокиной (1918–91) (неопубликованный архив Зубовых).

Вернуться к началу