Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПА́СО-ЕЛЕАЗА́РОВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

Авторы: И. Б. Голубева, В. И. Охотникова
Спасо-Елеазаровский монастырь. Собор Трёх Святителей. 1560–70-е гг. Фото 2009. Фото А.П. Пятнова

СПА́СО-ЕЛЕАЗА́РОВСКИЙ МОНАС­ТЫ́РЬ во имя Трёх свя­ти­те­лей (Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Ио­ан­на Зла­то­ус­та и Гри­го­рия Бо­го­сло­ва), рас­по­ло­жен в дер. Ели­за­ро­во на р. Тол­ва, в 30 км от Пско­ва. Ос­но­ван в 1440-х гг. мо­на­хом Ев­фро­си­ном (его имя в ми­ру, Елеа­зар, да­ло на­зва­ние оби­те­ли). Пер­вы­ми на­сель­ни­ка­ми С.-Е. м. ста­ли 4 род­ных бра­та ос­но­ва­те­ля, в т. ч. пер­вый игу­мен Иг­на­тий. По бла­го­сло­ве­нию Ев­фро­си­на воз­ник ряд мо­на­сты­рей (Кры­пец­кий, Верх­не­ост­ров­ский на ост­ро­ве в Псков­ском оз., Кня­же-Озер­ский, Маль­ский), за­щи­щав­ших се­ве­ро-за­пад псков­ских зе­мель. На­сель­ник С.-Е. м. Фи­ло­фей в 1-й пол. 16 в. сфор­му­ли­ро­вал цер­ков­но-по­ли­тич. док­три­ну «Мо­ск­ва – тре­тий Рим». В 1766 по­сле при­сое­ди­не­ния уп­разд­нён­но­го Спа­со-Ве­ли­ко­пус­тын­ско­го мон. к назв. «С.-Е. м.» до­ба­ви­лось «Ве­ли­ко­пус­тын­ский». В 1813 оп­ре­де­лён мо­на­сты­рём 2-го клас­са, в 1906 пре­об­ра­зо­ван в об­ще­жи­тель­ный, в 1907 вве­дён об­ще­жи­тель­ный Глин­ский ус­тав по чи­ну Афон­ских оби­те­лей. По­сле 1917 кон­фи­ско­ва­на цер­ков­ная ут­варь, в 1923 С.-Е. м. за­крыт. С 1922 в зда­ни­ях раз­мес­тил­ся «дом для де­фек­тив­ных де­тей», в со­бо­ре с 1926 – На­род­ный дом; во 2-й пол. 20 в. рас­по­ла­гал­ся лет­ний школь­ный ла­герь. В 1994 воз­вра­щён РПЦ (в 2000 от­крыт жен­ский мо­на­стырь).

Ком­плекс С.-Е. м. сфор­ми­ро­вал­ся во 2-й пол. 15 в. Его изо­бра­же­ние со­хра­ни­лось на трёх клей­мах на ико­не нач. 17 в. «Ев­фро­син Псков­ский, Сав­ва Серб­ский, Ио­анн Бо­го­слов и Сав­ва Кры­пец­кий» (Псков­ский гос. му­зей-за­по­вед­ник). В 1911 в ком­плекс вхо­ди­ли: со­бор Трёх свя­ти­те­лей, тё­п­лый храм (при­дел Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы), кор­пу­са на­стоя­те­ля и стар­ца, 2 брат­ских кор­пу­са, 2 гос­ти­ни­цы и хо­зяйств. по­строй­ки внут­ри и за ог­ра­дой (в кон. 1920-х гг. ут­ра­че­ны все де­рев. строе­ния).

Ар­хи­тек­тур­ные и де­ко­ра­тив­ные осо­бен­но­сти од­но­гла­во­го 3-ап­сид­но­го ка­мен­но­го со­бо­ра Трёх свя­ти­те­лей по­зво­ля­ют да­ти­ро­вать его 1560–70-ми гг. С юга к не­му при­мы­ка­ет при­дель­ная ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (пе­ре­строе­на в нач. 19 в.), с се­ве­ра – риз­ни­ца, с за­па­да – за­кры­тая па­перть и 6-гран­ная ко­ло­коль­ня, свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой га­ле­рея­ми. Де­кор фа­са­дов на­сы­щен тра­диц. псков­ски­ми ор­на­мен­та­ми (бе­гу­нец, по­реб­рик, бров­ки над ок­на­ми) и эле­мен­та­ми ср.-рус. де­ко­ра (ва­ли­ко­вые раз­во­ды, тя­ги, ар­ка­тур­ные поя­ски, ки­ле­вид­ные ни­ши). Не­обыч­на ар­хи­тек­ту­ра ко­ло­коль­ни, пе­ре­кры­той зон­тич­ным сво­дом (вос­соз­да­на в 2004). Ин­терь­ер хра­ма «заль­но­го ти­па», 4-столп­ный, с по­вы­шен­ны­ми под­пруж­ны­ми ар­ка­ми. Рес­тав­ра­ция про­во­ди­лась в 1957–60 и в 1990–2000-е гг.

В оби­те­ли по­чи­та­лись ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рия «Ца­ре­град­ская», по пре­да­нию, при­ве­зён­ная Ев­фро­си­ном из Кон­стан­ти­но­по­ля (не сохр.), и «Елеа­за­ров­ский Спас» (сер. 14 в., в 2010 воз­вра­ще­на в мо­на­стырь).

Лит.: Мо­роз­ки­на Е. Н. Но­вое в зод­че­ст­ве Пско­ва XVI в. // Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва. М., 1964; Се­дов В. В. Псков­ская ар­хи­тек­ту­ра XVI в. М., 1996; Пол­ное соб­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 2003. Т. 5. Вып. 1: Псков­ские ле­то­пи­си; Охот­ни­ко­ва В. И. Псков­ская агио­гра­фия XIV–XVII вв.: Ис­сле­до­ва­ние и тек­сты. СПб., 2007. Т. 2.

Вернуться к началу