Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУ́РА

К. Тура. «Мадонна зодиака». Ок. 1459– 1463. Галерея Академии (Венеция).

ТУ́РА (Tura) Ко­зи­мо (Кос­ме) (ок. 1430, Фер­ра­ра – апр. 1495, там же), итал. жи­во­пи­сец. Ос­но­ва­тель и круп­ней­ший пред­ста­ви­тель фер­рар­ской шко­лы жи­во­пи­си в пе­ри­од кват­ро­чен­то. Воз­мож­но, обу­чал­ся в мас­тер­ской Ф. Сквар­чо­не в Па­дуе, где встре­чал­ся с М. Пахе­ром, А. Ман­тень­ей, ис­пы­тал так­же влия­ния про­из­ве­де­ний позд­него До­на­тел­ло и Пье­ро дел­ла Фран­че­ски (во вре­мя пре­бы­ва­ния по­след­не­го в Фер­ра­ре) и ни­дерл. жи­вопи­си из кол­лек­ции гер­цо­гов д’Эсте. В 1458 – сер. 1480-х гг. – при­двор­ный ху­дож­ник д’Эсте: уча­ст­во­вал в ук­ра­ше­нии сту­дио­ло во двор­це Бель­риг­вар­до, оформ­лял празд­не­ст­ва, так­же про­ек­ти­ро­вал пред­ме­ты ме­бе­ли, из­де­лия из се­реб­ра, соз­да­вал ри­сун­ки для шпа­лер. В про­из­ве­де­ни­ях Т. («Ма­дон­на зо­диа­ка», 1459–63, Га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; «Оп­ла­ки­ва­ние Хри­ста», ок. 1472, Му­зей Кор­рер, Ве­не­ция, и др.) чер­ты иск-ва Воз­ро­ж­де­ния при­чуд­ли­во со­че­та­ют­ся с воз­дей­ст­ви­ем позд­ней го­ти­ки, обу­сло­вив­шим рез­кую экс­прес­сив­ность об­ра­зов, на­пря­жён­ную ми­ми­ку лиц. Ра­бо­там Т. при­су­щи чёт­кий и жё­ст­кий ри­су­нок, звуч­ные и хо­лод­ные крас­ки.

Лит.: Molajoli R. L’opera completa di C. Tura e i grandi pittori ferraresi del suo tempo… Mil., 1974; Campbell S. J. C. Tura of Ferrara… New Haven; L., 1997; C. Tura e F. del Cossa. L’arte a Ferrara nell’etа̀ di Borso d’Este. (Cat.). Ferrara, 2007.

Вернуться к началу