Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́ТЛИН

Авторы: С. М. Грачёва
В. Е. Татлин. «Матрос (Автопортрет)». 1911. Русский музей (С.-Петербург).

ТА́ТЛИН Вла­ди­мир Ев­гра­фо­вич [16(28).12.1885, Мо­ск­ва – 31.5.1953, там же], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, ди­зай­нер, сце­но­граф, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1931). Дво­ря­нин. Пу­те­ше­ст­во­вал в ка­че­ст­ве мат­ро­са по Чёр­но­му и Сре­ди­зем­но­му мо­рям. Учил­ся в МУЖВЗ (1902–1903, 1909–10) у В. А. Се­ро­ва и К. А. Ко­ро­ви­на, в Пен­зен­ском ху­дож. уч-ще (1905–10) у И. С. Го­рюш­ки­на-Со­ро­ко­пу­до­ва и А. Ф. Афа­нась­е­ва. В ран­них жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ни­ях за­мет­ны влия­ния ку­биз­ма, рос. се­за­нниз­ма и при­ми­ти­виз­ма [«Мат­рос (Ав­то­порт­рет)», 1911, ГРМ, и др.]. Один из ли­де­ров аван­гар­диз­ма, Т. уча­ст­во­вал в вы­став­ках ж. «Зо­ло­тое ру­но» (1909), груп­пы «Ос­ли­ный хвост» (1912), вы­став­ках ку­бо­фу­ту­риз­ма «Трам­вай В» (1915), «0,10» (1915–16); чл. объ­е­ди­не­ний «Буб­но­вый ва­лет» (1912–13), «Со­юз мо­ло­дё­жи» (1913–14), «Ле­вый фронт ис­кус­ст­ва» (с 1922), Объ­е­ди­не­ния но­вых те­че­ний в иск-ве (1922–23) и др. В 1913–1914 по­се­тил Бер­лин и Па­риж. В 1914–16 соз­да­вал «контр­рель­е­фы» («Ма­те­ри­аль­ный под­бор», 1916, ГТГ; «Уг­ло­вой контр­рель­еф», 1915, ГРМ, и др.; см. илл. к ст. Кон­ст­рук­ти­визм) – аб­ст­ракт­ные объ­ём­ные про­из­ве­де­ния, ском­би­ни­ро­ван­ные из раз­но­род­ных ма­те­риа­лов (про­во­ло­ка, стек­ло, де­ре­во, ме­талл, кар­тон и др.).

По­сле 1917 зав. Моск. кол­ле­ги­ей ИЗО Нар­ком­про­са; со­труд­ник (с 1922; зав. от­де­лом ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры) Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Гин­хук) в Пет­ро­гра­де. В 1919–20 ра­бо­тал над про­ек­том «Па­мят­ни­ка III Ин­тер­на­цио­на­лу» («Баш­ня Тат­ли­на»), став­шим сим­во­лом рус. кон­ст­рук­ти­виз­ма (ори­ги­наль­ная мо­дель из де­ре­ва, фа­не­ры, жес­ти, ме­тал­ла, кре­пёж­ных де­та­лей и др. ут­ра­че­на; ре­кон­ст­рук­ции – в Нац. му­зее совр. иск-ва, Па­риж; в ГТГ и др.). Про­ек­ти­ро­вал но­вые ти­пы ме­бе­ли, оде­ж­ды, по­су­ды (1923–24). Ра­бо­тал над соз­да­ни­ем ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та «Ле­тат­лин» (1929–32). С 1930-х гг. об­ви­нял­ся в «фор­ма­лиз­ме», не имел воз­мож­но­сти вы­став­лять­ся. Од­на­ко и в ус­ло­ви­ях идео­ло­гич. дав­ле­ния соз­да­вал стан­ко­вые на­тюр­мор­ты, пей­за­жи, порт­ре­ты, со­хра­няв­шие эле­мен­ты ус­лов­но­го язы­ка аван­гар­диз­ма («Цве­ты», 1940, ГРМ). Офор­мил ряд спек­так­лей: нар. дра­му «Дей­ст­во о ца­ре Мак­си­ми­лиа­не и его не­по­кор­ном сы­не Адоль­фе» (1911, Лит.-ху­дож. кру­жок в Мо­ск­ве) в ду­хе рус. луб­ка; в сти­ле кон­ст­рук­ти­виз­ма – дра­ма­тич. по­эму «Зан­ге­зи» В. Хлеб­ни­ко­ва (1923, Му­зей ху­дож. куль­ту­ры, Пет­ро­град), «Не сда­дим­ся» С. А. Се­мё­но­ва (1935, Ка­мер­ный те­атр, реж. А. Я. Таи­ров); в реа­ли­стич. ма­не­ре – «Глу­бо­кая раз­вед­ка» А. А. Кро­на (1943, МХАТ) и др. Пре­по­да­вал в Мо­ск­ве – в ГСХМ (1918–19) и Вху­теи­не (1927–30; проф.), в Пет­ро­гра­де – в СХУМ–Вху­те­ма­се (1919–24), в Ки­ев­ском ху­дож. ин-те (1925–27; проф.) и др. Ока­зал влия­ние на творч. фор­ми­ро­ва­ние А. А. Вес­ни­на, Л. С. По­по­вой, В. М. Хо­да­се­вич, Р. Р. Фаль­ка и др.

Лит.: В. Е. Тат­лин. (Кат. вы­став­ки). М., 1977; Са­рабь­я­нов Д. Жи­во­пись В. Тат­ли­на // Ис­кус­ст­во. 1987. № 8; Zsadova L. A. Tatlin. Bdpst; N. Y., 1988; V. Tatlin. (Kat.). Köln, 1993; Пу­нин Н. Н. О Тат­ли­не. [2-е изд.]. М., 2001.

Вернуться к началу