Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУТИ́Н

Авторы: В. А. Крючкова, В. А. Кулаков
Х. Сутин. Портрет Мадлен Кастен. 1928–29. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

СУТИ́Н (Soutine) Ха­им (1893 или 1894, Сми­ло­ви­чи, близ Мин­ска – 9.8.1943, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец. Ро­дил­ся в се­мье евр. порт­но­го. Учил­ся в шко­ле Я. М. Кру­ге­ра в Мин­ске (1909), в Ху­дож. шко­ле в Виль­не (1910–13). В 1913 уе­хал в Па­риж, где за­ни­мал­ся в Нац. шко­ле изящ­ных ис­кусств и в мас­тер­ской Ф. Кор­мо­на (1913–15), изу­чал про­из­ве­де­ния ста­рых мас­те­ров в Лув­ре. Ран­ние на­тюр­мор­ты вы­да­ют влия­ния П. Се­зан­на и Ж. Б. С. Шар­де­на («На­тюр­морт с ли­мо­на­ми», 1916, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Буф­фа­ло, США). Экс­прес­сио­ни­ст­ское твор­че­ст­во С., од­но­го из ве­ду­щих мас­те­ров па­риж­ской шко­лы (был дру­жен с А. Мо­диль­я­ни, П. Пи­кас­со, М. Жа­ко­бом и др.), не впи­сы­ва­ет­ся ни в од­но из на­прав­ле­ний совр. франц. иск-ва. При­об­рёл из­вест­ность при под­держ­ке амер. ме­це­на­та А. Барн­са, позд­нее – суп­ру­гов Кас­тен. В пей­за­жах, соз­дан­ных в 1919–1922 на юге Фран­ции (в го­ро­дах Серé и Кань-сюр-Мер; б. ч. их позд­нее унич­то­же­на ху­дож­ни­ком), вы­кри­стал­ли­зо­вал­ся стиль С.: звуч­ный, дра­ма­тич. ко­ло­ризм, в ко­то­ром до­ми­ни­ру­ют ру­би­но­во-крас­ные то­на, спе­ци­фич. приё­мы де­фор­ма­ции изо­бра­же­ния, им­пуль­сив­ная пас­тоз­ность жи­во­пи­си («Ста­рая мель­ни­ца в Ван­се», 1922, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). С 1921 пи­сал порт­ре­ты дру­зей и лю­дей из про­сто­на­ро­дья (ла­кеи, по­вара, маль­чи­ки-хо­ри­сты и т. п.), пред­став­лен­ных в кон­вуль­сив­но-изо­гну­тых по­зах, с гри­ма­са­ми бо­ли, по­кор­но­сти и вы­зо­ва судь­бе («Грум», ок. 1925, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.). Се­рия на­тюр­мор­тов с раз­де­лан­ны­ми ту­ша­ми (1924–25) соз­да­на под впе­чат­ле­ни­ем от по­ло­тен Рем­бранд­та. В не­ко­то­рых кар­ти­нах 1930-х гг. пре­об­ла­да­ет со­зер­ца­тель­ность («Шартр­ский со­бор», 1933, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Од­на­ко с на­ча­лом 2-й ми­ро­вой вой­ны ох­ва­тив­шие С. апо­ка­лип­тич. на­строе­ния по­бу­ди­ли его во­зоб­но­вить ра­бо­ту над ви­зио­нер­ски­ми су­мрач­но-тре­вож­ны­ми пей­за­жа­ми («Боль­шое де­ре­во», 1942, ча­ст­ное со­б­ра­ние).

Лит.: Courthion P. Soutine: Peintre du déchi­rant. Lausanne, 1972; Werner A. Ch. Soutine. L., 1978; Cogniat R. Soutine. P., 1979; Зин­гер­ман Б. И. Па­риж­ская шко­ла. М., 1993; Ку­ла­ков В. А. «Мой до­ро­гой Су­тин…» // На­ше на­сле­дие. 1997. № 39/40; Tuchman M., Dunow E., Perls K. Ch. Soutine: Catalogue raisonné. Köln, 2001.

Вернуться к началу