Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ЗДАЛЬ

Авторы: Н. А. Макаров (археология, история до 16 в.), П. С. Павлинов (архитектура)

СУ́ЗДАЛЬ, го­род в Рос­сии, во Вла­ди­мирской обл., центр Суз­даль­ско­го р-на. Нас. 10,0 тыс. чел. (2015). Рас­по­ло­жен на р. Ка­мен­ка. По вост. ок­раи­не С. про­хо­дит ав­то­до­ро­га Вла­ди­мир – Ива­но­во.

Фото А. А. Репкина / paratozor.livejournal.com Суздаль. Панорама города.

Ос­но­ван не позд­нее кон. 10 в. в Суз­даль­ском опо­лье. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» под 1024. Один из гл. цен­тров Сев.-Вост. Ру­си, в кон. 11 – сер. 12 вв. – Рос­то­во-Суз­даль­ско­го кня­же­ст­ва (его сто­ли­ца в 1108–1157). Кремль С. (14 га) рас­по­ла­гал­ся в из­лу­чи­не р. Ка­мен­ка, к не­му при­мы­кал околь­ный го­род (35 га), су­ще­ст­во­ва­ла за­строй­ка за гор. ва­ла­ми (об­щая пло­щадь С. в 12–13 вв. – не ме­нее 59 га). С осе­ни 1096 до нач. 1097 С. на­хо­дил­ся под кон­тро­лем кн. Оле­га Свя­тосла­ви­ча. Ок. 1101–02 кн. Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах за­ло­жил в крем­ле со­бор во имя Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – пер­вую ка­мен­ную по­строй­ку Сев.-Вост. Ру­си (час­тич­но вскры­та рас­коп­ка­ми; сте­ны из плин­фы; ра­зо­бран ок. 1222). В 1157 – 1210-х гг. и 1218–38 го­род вхо­дил в со­став Вла­ди­мир­ско­го вел. кн-ва. В сер. 12 в. в С. на­хо­ди­лась ка­фед­ра рос­тов­ских епи­ско­пов (в 1220–30-х гг., воз­мож­но, ка­фед­ра епи­ско­пов вла­ди­мир­ских). Изу­ча­лись гор. усадь­бы 11–13 вв. с ог­ра­да­ми-час­то­ко­ла­ми, под­поль­я­ми сруб­ных по­стро­ек. На­ход­ки ору­жия, кон­ско­го сна­ря­же­ния, кла­да зо­ло­тых брас­ле­тов (кон. 11 в.) в крем­ле ука­зы­ва­ют, что часть уса­деб здесь при­над­ле­жа­ла дру­жин­ни­кам. Не­ко­то­рые усадь­бы околь­но­го го­ро­да бы­ли раз­ме­ще­ны в 12 в. на мес­тах паш­ни. Об­на­ру­же­ны сле­ды юве­лир­но­го, кос­то­рез­но­го ре­мё­сел; с.-х. ору­дия; ви­зант. фол­лис 931–944, зап.-европ. де­на­рии 11 в., фраг­мен­ты ве­сов для ма­лых взве­ши­ва­ний и др. За ва­ла­ми го­ро­да – 2 гор. кур­ган­ных мо­гиль­ни­ка 11 – нач. 12 вв.; с 12 в. функ­цио­ни­ро­вал грун­то­вый мо­гиль­ник в крем­ле.

Фото П.С. Павлинова Ансамбль Суздальского кремля с собором Рождества Богородицы (1222–25, перестроен в 1530), колокольней (1635) и архиерейскими палатами (15–18 вв.). Справа – Никольская церковь из села Глотово (1766). ...

Сто­ли­ца Суз­даль­ско­го кня­же­ст­ва (1217–18, 1238–1341). В 1238 С. взят штур­мом и со­жжён мон­го­ла­ми во вре­мя мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия. В 1293 ра­зо­рён ор­дын­ца­ми во вре­мя «Дю­де­не­вой ра­ти». В 1330–1786 и 1788–98 центр Суз­даль­ской епар­хии, в 1786–88 – Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской епар­хии. В 1341–1392 в со­ста­ве Ни­же­го­род­ско­го кня­же­ст­ва, с 1390-х гг. в со­ста­ве Моск. вел. кн-ва. Близ го­ро­да про­изош­ло Суз­даль­ское сра­же­ние 1445. В 16–18 вв. По­кров­ский мон. в С. – ме­сто ссыл­ки опаль­ных рус. вел. кня­гинь и ца­риц. В 1565–72 вхо­дил в оп­рич­ни­ну. В Смут­ное вре­мя в 1608–10 на­хо­дил­ся под кон­тро­лем Лже­дмит­рия II; в февр. 1611 – 1612 – ка­за­ков А. З. Про­со­вец­ко­го, во 2-й пол. 1611 без­ус­пеш­но оса­ж­дал­ся поль­ско-ли­тов. вой­ска­ми. С сер. 17 в. на­чал­ся но­вый эконо­мич. подъ­ём го­ро­да, в 17–19 вв. круп­ный центр ре­мё­сел и про­мы­слов (в т. ч. се­реб­ря­но­го, куз­неч­но­го, ко­же­вен­но­го, а так­же ого­род­но­го, гл. обр. вы­ра­щи­ва­ние огур­цов). Уезд­ный (1708–1778) и про­вин­циа­ль­ный (1719–78) го­род Моск. губ., уезд­ный го­род Вла­ди­мир­ской губ. (1778–1924; до 1796 Вла­ди­мир­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во). В 1766 от­кры­та гос. тюрь­ма в Спа­со-Ев­фимие­вом мон. (дей­ст­во­ва­ла до 1907 и в 1923–39). Со 2-й пол. 19 в. ут­ра­тил своё эко­но­мич. зна­че­ние. Сов. власть ус­та­нов­ле­на в но­яб. 1917. В 1924–29 в со­ста­ве Вла­ди­мир­ско­го уез­да. Рай­он­ный центр Вла­ди­мир­ско­го ок­ру­га Ива­нов­ской Пром. обл. (1929–30), Ива­нов­ской Пром. (с 1936 Ива­нов­ской) обл. (1930–44), Вла­ди­мир­ской обл. (1944–63, с 1965).

Фото П.С. Павлинова Ризоположенский собор Евфросиниев-Ризоположенского монастыря. 16 в.

Жи­во­пис­ный ан­самбль го­ро­да со­став­ля­ют мно­го­числ. па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры 13–19 вв. и ма­ло­этаж­ная за­строй­ка. Пла­ни­ров­ка сло­жи­лась к кон. 18 в. (ре­гу­ляр­ный ген­план, ут­вер­ждён­ный в 1788, осу­ще­ст­в­лён час­тич­но). На ле­вом бе­регу Ка­мен­ки, на тер­ри­то­рии ок­ру­жён­но­го ва­ла­ми (11–12 вв.) крем­ля, со­хра­ни­лись: ар­хие­рей­ский двор (вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия) с 5-гла­вым 6-столп­ным бе­ло­ка­мен­ным со­бо­ром Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1222–25, по­сле об­ру­ше­ния в 1445 глав часть над ар­ка­тур­но-ко­лон­ча­тым поя­сом пе­ре­строе­на в 1530; ку­по­ла 1748; бе­ло­ка­мен­ная резь­ба; фраг­мен­ты фре­сок 1230–33 и 14–16 вв., ан­самбль фре­сок 1635; ико­но­стас кон. 17 в., Г. Зи­новь­ев; в юж. и зап. пор­та­лах – мед­ные вра­та с изо­бра­же­ния­ми в тех­ни­ке зо­ло­той на­вод­ки, 1220–30-е гг., смон­ти­ро­ва­ны на ме­тал­лич. ос­но­ве в 1750), ар­хие­рей­ски­ми па­ла­та­ми (15–18 вв.; Кре­сто­вая па­ла­та – 1684; с 1923 – му­зей с экс­по­зи­ци­ей по ис­то­рии С.; в Бла­го­ве­щен­ской ц. 1559 экс­по­зи­ция икон 15–17 вв.; Иор­дан­ская сень кон. 17 в.) и шат­ро­вой ко­ло­коль­ней (1635, ча­сы 17 в.); Ус­пен­ская ц. ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке» (2-я пол. 17 в., пе­ре­строе­на в 1720), Ни­коль­ская ц. (1720–30-е гг.; с шат­ро­вой ко­ло­коль­ней), ц. Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (1771), де­рев. клет­ская Ни­коль­ская ц. из с. Гло­то­во (1766), по­жар­ное де­по (1890) с ка­лан­чой (ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 2005), до­ма кон. 18 – нач. 20 вв.

В цен­тре быв. по­са­да (за­щи­щён ва­ла­ми 12 в.) рас­по­ло­же­на Тор­го­вая (быв. Хлеб­ная) пл. с тор­го­вы­ми ря­да­ми (1806–1811, арх. А. Вер­шин­ский; юж. часть вос­ста­нов­ле­на в 1970-е гг.), до­ма­ми Воро­ни­на (кон. 18 в.) и Жи­ли­ных (1800-е гг.), 5-гла­вой Ца­ре­кон­стан­ти­нов­ской ц. (1707; ря­дом – Скор­бя­щен­ская ц. с ко­ло­коль­ней, 1787), ком­плек­сом Вос­кре­сен­ской (1720) и Ка­зан­ской (1739) церк­вей с ко­ло­коль­ней, па­мят­ни­ком суз­даль­цам, по­гиб­шим в го­ды Вел. Отеч. вой­ны (1986). Об­лик по­са­да фор­ми­ру­ют не­боль­шие на­ряд­ные при­ход­ские церк­ви с ма­лень­ки­ми лу­ко­вич­ны­ми гла­ва­ми: ком­плекс 5-гла­вой Вос­кре­ше­ния пра­вед­но­го Ла­заря (1667) и Св. Ан­ти­пы Пер­гам­ско­го (1745; ко­ло­коль­ня с ха­рак­тер­ным для С. шат­ром во­гну­тых очер­та­ний), ком­плекс 5-гла­вой Вхо­дои­е­ру­са­лим­ской (1686–1707) и Св. Па­ра­ске­вы Пят­ни­цы (Ни­коль­ской; 1763–72), Усек­но­ве­ния гла­вы Ио­ан­на Пред­те­чи (1720; с ко­ло­коль­ней), ба­роч­ная Кре­сто-Ни­коль­ская (1770, тра­пез­ная и ко­ло­коль­ня 19 в.); так­же жи­лые до­ма кон. 18 – нач. 20 вв.

Вне по­са­да – ц. Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на на Яру­но­вой го­ре (1725; с ко­локоль­ней; на мес­те Кос­мо­демь­ян­ско­го мон. кон. 12 в.), Ва­силь­ев­ский муж­ской мон. (упо­ми­на­ет­ся с 1253; за­крыт в 1923, воз­ро­ж­дён в 1995) с со­бо­ром Свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (1662–69) и ц. Сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (кон. 17 в.). В сев. час­ти го­ро­да: Спа­со-Ев­фи­ми­ев мо­на­стырь и рас­по­ло­жен­ные в быв. сло­бо­де Ску­чи­ли­ха По­сад­ский дом (кон. 17 – нач. 18 вв.), 5-гла­вая Смо­лен­ская ц. (1696–1707; ко­ло­коль­ня кон. 18–19 вв.) и па­мят­ник кн. Д. М. По­жар­ско­му (1955, скульп­тор З. И. Аз­гур), По­кров­ский мо­на­стырь и рас­по­ло­жен­ные ря­дом церк­ви Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (1694; 5-гла­вая) и Свт. Ни­ко­лая (1712); Ев­фро­си­ни­ев-Ри­зо­по­ло­жен­ский жен­ский мон. (1207, за­крыт в 1923, воз­ро­ж­дён в 2000; 3-гла­вый со­бор в честь По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахер­не, 16 в.; ук­ра­шен­ные из­раз­ца­ми 2-шат­ро­вые Свя­тые вра­та, 1688, ар­хи­тек­то­ры И. Ма­мин, А. Шма­ков, И. Гряз­нов Млад­ший; ог­ра­да с баш­ня­ми – 18 в.; ам­пир­ная ко­локоль­ня – 1812–19, выс. 72 м, са­мое вы­со­кое зда­ние го­ро­да), Алек­сан­д­ров­ский мон. (по пре­да­нию, ос­но­ван в 1240 кн. Алек­сан­дром Нев­ским, уп­разд­нён в 1764, во­зоб­нов­лён в 2005; 5-гла­вая Воз­не­сен­ская ц. с ко­ло­коль­ней, 1695; ог­ра­да 18 в.), ком­плекс Кре­сто­воз­дви­жен­ской (1696) и Кос­мо­демь­ян­ской (18 в.) церк­вей в Ко­ров­ни­ках, усадь­ба куп­ца Ли­хо­ни­на (17–19 вв.), зда­ние Бло­хин­ской бо­га­дель­ни в сти­ле клас­си­циз­ма (1834; с 1979 ху­дож.-рес­тав­рац. уч-ще).

На пра­вом бе­ре­гу Ка­мен­ки, в юж. За­реч­ной час­ти го­ро­да, рас­по­ло­же­ны: Му­зей де­рев. зод­че­ст­ва и кре­сть­ян­ско­го бы­та, от­кры­тый в 1968 на мес­те Ди­мит­ри­ев­ско­го мон. кон. 11 в. (де­ре­вян­ные Пре­об­ра­жен­ская ц. из с. Коз­лять­е­во, 1756; Вос­кре­сен­ская ц. из с. Па­та­ки­но, 1776; ам­ба­ры, из­бы, вет­ря­ные мель­ни­цы), ба­роч­ная Бо­ри­сог­леб­ская ц. (1749; на мес­те Бо­ри­сог­леб­ско­го мон., упо­ми­на­ет­ся с 16 в., за­крыт в 1764), ком­плекс Зна­мен­ской (1749) и Ри­зо­по­ло­жен­ской (1777) церк­вей и ко­ло­коль­ни (19 в.) на р. Мжа­ра (на мес­те Вве­ден­ско­го мон. 12 в.). В быв. с. Ми­хай­ло­ва Сто­ро­на – епар­хи­аль­ная шко­ла с церк­ва­ми Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (1769; 5-гла­вая), Свя­тых Фло­ра и Лав­ра (1803) и Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (кон. 19 в.). В ни­зин­ной час­ти, в из­лу­чи­не Ка­мен­ки, во­круг при­род­но­го за­каз­ни­ка «Иль­ин­ский луг» – церк­ви Тих­вин­ская (кон. 17 в.; на мес­те Ан­д­ре­ев­ско­го мон. 12–13 вв.), Про­ро­ка Илии на Ива­но­вой го­ре (1744; ко­ло­коль­ня вос­ста­нов­ле­на в 2009), ком­плекс церк­вей в быв. сло­бо­де Ко­жев­ни­ки (Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи, 1739; ко­ло­коль­ня – 1740; Бо­го­яв­ле­ния, 1781).

В 1926–62 раз­ру­ше­ны 15 хра­мов и 13 ко­ло­ко­лен (в т. ч. Тро­иц­кий со­бор, 1700). В 1947–77 про­ве­де­ны об­шир­ные рес­тав­рац. ра­бо­ты. В 1960–70-е гг. ор­га­ни­зо­ва­на Крас­ная пл. с До­мом куль­ту­ры (1960-е гг.) и па­мят­ни­ком В. И. Ле­ни­ну (1978). Со­глас­но ген­пла­ну 1967, С. стал пер­вым в СССР ис­то­ри­ко-ар­хит. за­по­вед­ни­ком. В сло­бо­де Ко­ров­ни­ки по­стро­ен ту­ри­ст­ский ком­плекс, не на­ру­шаю­щий си­лу­эт го­ро­да (1968–76, ар­хи­тек­то­ры М. А. Ор­лов, Ю. В. Ра­нин­ский, В. И. Ко­сар­жев­ский, скульп­тор Ю. В. Алек­сан­д­ров и др.). Б. ч. му­зе­ев – в струк­ту­ре Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ско­го ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зея-за­по­вед­ни­ка (1958). От­кры­тый рос. фес­ти­валь ани­мац. ки­но (с 2002, еже­год­но).

Важ­ный рос. ту­ри­стич. центр, вхо­дит в «Зо­ло­тое коль­цо Рос­сии». Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – об­слу­жи­ва­ние ту­ри­стов (еже­год­но С. по­се­ща­ют ок. 800 тыс. чел.). Вы­пуск су­ве­нир­ной про­дук­ции. Ме­до­ва­рен­ный за­вод и др.

Близ С. – с. Ки­дек­ша; ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла в с. Ива­нов­ское (1760).

Лит.: Вар­га­нов А. Д. Из ран­ней ис­то­рии Суз­да­ля (IX–XIII вв.) // Крат­кие со­об­ще­ния Ин­сти­ту­та ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. 1946. Вып. 12; он же. Суз­даль. Очер­ки по ис­то­рии и ар­хи­тек­ту­ре. Яро­славль, 1971; Ка­ра­вае­ва Е. М. Гра­до­строи­тель­ное раз­ви­тие Суз­да­ля // Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии ар­хитек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва. М., 1964; Го­лей­зов­ский Н. К., Ов­чин­ни­ков А. Н., Ям­щи­ков С. В. Со­кро­ви­ща Суз­да­ля. [М., 1970]; Ваг­нер Г. К. Бе­ло­ка­мен­ная резь­ба древ­не­го Суз­да­ля. М., 1975; Ов­чин­ни­ков А. Н. Суз­даль­ские зла­тые вра­та. М., 1978; Во­ро­нин Н. Н. Вла­ди­мир. Бо­го­лю­бо­во. Суз­даль. Юрь­ев-Поль­ской. 5-е изд. М., 1983; Се­до­ва М. В. Суз­даль в X–XV вв. М., 1997; Ак­се­но­ва А. И. Суз­даль. XX в. 2-е изд. Вла­ди­мир, 2003; Бе­ло­ва Л. Ю. Фраг­мен­ты сред­не­ве­ко­вых рос­пи­сей Бо­го­ро­ди­це-Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра в Суз­да­ле // Ис­кус­ст­во хри­сти­ан­ско­го ми­ра. М., 2007. Вып. 10.

Вернуться к началу