Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТШИГО́ВСКИЙ

СТШИГО́ВСКИЙ (Strzygowski, Strzygo­w­sky) Йо­зеф (7.3.1862, Бя­ла, Австр. Си­ле­зия, ны­не Бель­ско-Бя­ло, Поль­ша – 2.1.1941, Ве­на), австр. ис­то­рик ис­кус­ст­ва. Изу­чал ис­то­рию иск-ва в Мюн­хен­ском ун-те (1885), пре­по­да­вал в ун-тах Гра­ца (проф. с 1892) и Ве­ны, чи­тал лек­ции в Ве­ли­ко­бри­та­нии и США. Изу­чая позд­не­ан­тич­ное, ран­не­хри­сти­ан­ское и ви­зант. иск-во, С. на­стаи­вал на важ­но­сти вост. ан­ти­клас­сич. тра­ди­ций в его фор­ми­ро­ва­нии. Пу­те­ше­ст­во­вал по Рос­сии, Егип­ту, Ма­лой Азии, Ар­ме­нии (по­ло­жил на­ча­ло изу­че­нию арм. иск-ва визант. пе­рио­да) и Ира­ну. Соз­дал т. н. нор­ди­че­ский миф, со­глас­но ко­то­ро­му «се­вер­ный че­ло­век» (ис­то­ки ко­то­ро­го сле­ду­ет ис­кать на Вос­то­ке) с его осо­бы­ми вос­при­яти­ем, чув­ст­ви­тель­но­стью и лю­бо­вью к не­фи­гу­ра­тив­но­му ор­на­мен­ту пре­вос­хо­дит сре­ди­зем­но­мор­ские на­ро­ды, хо­тя ис­то­ри­че­ски и по­дав­лял­ся ими. Впо­след­ст­вии эти взгля­ды при­ве­ли С. к сбли­же­нию с идео­ло­ги­ей на­циз­ма. Его тео­рии кри­ти­ко­ва­лись пред­ста­ви­те­ля­ми вен­ской шко­лы ис­кус­ст­во­зна­ния. В ре­зуль­та­те кон­флик­та с М. Двор­жа­ком и Ю. фон Шлос­се­ром С. ини­ции­ро­вал раз­де­ле­ние Ин-та ис­то­рии иск-ва (ко­то­рым за­ве­до­вал с 1909) Вен­ско­го ун-та на две час­ти; в ре­зуль­та­те об­ра­зо­вал­ся Пер­вый ин-т ис­то­рии иск-ва, где С. про­дол­жал от­стаи­вать свои по­зи­ции. В 1934 ос­но­вал Об-во срав­нит. изу­че­ния иск-ва. Сре­ди уче­ни­ков С. – О. Де­мус и Ф. Но­вот­ный.

Соч.: Orient oder Rom: Beiträge zur Geschichte der spätantiken und frühchristlichen Kunst. Lpz., 1901.

Лит.: Elsner J. The birth of late antiquity: Riegl and Strzygowski in 1901 // Art History. 2002. Vol. 25.

Вернуться к началу