Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТУ́ПА

Авторы: Н. А. Гожева
Фото Л.К. Масиеля Санчеса Ступа Кумбум (Панго-чортен) в Гьянгдзе (ныне Тибетский автономный район КНР). 1-я пол. 15 в.

СТУ́ПА (санскр. stūpa – вер­хуш­ка, ку­ча, холм), в буд­диз­ме ре­ли­к­вар­ное, по­гре­баль­ное или ме­мо­ри­аль­ное со­ору­же­ние, внут­ри ко­то­ро­го за­клю­че­ны фраг­мен­ты мо­щей Буд­ды, его уче­ни­ков, по­сле­до­ва­те­лей, а так­же пред­ме­ты куль­та. Пер­вые 8 не­со­хра­нив­ших­ся С., по пре­да­нию, со­ору­же­ны в Древ­ней Ин­дии в 6 в. до н. э. для за­хо­ро­не­ния раз­де­лён­ных по­сле кре­ма­ции на 8 час­тей ос­тан­ков Буд­ды Шакь­я­му­ни. Са­мые ран­ние из со­хра­нив­ших­ся С. (в Сан­чи и Бхар­ху­те, сер. 3 в. до н. э.) воз­ве­де­ны по при­ка­зу Ашо­ки: по ле­ген­де, он ве­лел вновь раз­де­лить ос­тан­ки Буд­ды (уже на 84 тыс. час­тей) и от­пра­вил их с мис­сия­ми мо­на­хов во все кон­цы сво­ей дер­жа­вы и др. стра­ны для воз­ве­де­ния там свя­ти­лищ. Др.-инд. С. име­ют не­вы­со­кую плат­фор­му, об­не­сён­ную круг­лой ог­ра­дой с 4 во­ро­та­ми, мощ­ное по­лу­сфе­рич. те­ло с квад­рат­ным ре­ли­к­ва­ри­ем на­вер­ху и зон­тич­ное на­вер­шие. По­лу­сфе­рич. С. со­ору­жа­лись в Ганд­ха­ре (2 в. до н. э. – 7 в. н. э.), в Ку­шан­ском цар­ст­ве (1–3 вв. н. э.). Ка­ме­ра с ре­ли­к­вия­ми мо­жет на­хо­дить­ся в раз­ных час­тях С., и дос­ту­па к ней, как пра­ви­ло, нет; по­это­му С. час­то счи­та­ет­ся со­ору­же­ни­ем без внутр. про­стран­ст­ва. На­хо­дя­щие­ся в С. ре­ли­к­вии (чай­тья, че­тия) де­лят­ся на 4 ви­да: те­лес­ные; ре­ли­к­вии дхар­мы; «ас­со­циа­тив­ные» (ча­ши для по­дая­ний, фраг­мен­ты одея­ний и др.) и «ус­лов­ные» (ста­туи будд и т. п.). Счи­та­ет­ся, что они об­лада­ют ма­гич. энер­ги­ей тед­жа, рас­про­стра­няю­щей­ся на весь ар­хит. па­мят­ник и всех мо­ля­щих­ся пе­ред ним.

С. слу­жит на­по­ми­на­ни­ем о дос­ти­же­нии Буд­дой нир­ва­ны, яв­ля­ет­ся зна­ком буд­дий­ско­го Пу­ти. Её 3 осн. час­ти сим­во­ли­зи­ру­ют буд­дий­ские дра­го­цен­но­сти: Буд­ду, дхар­му и санг­ху. Объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ная струк­ту­ра С. упо­доб­ля­ет­ся строе­нию Все­лен­ной; в це­лом она ас­со­ции­ру­ет­ся с ми­фич. го­рой Ме­ру, гра­ни и вы­сту­пы ос­но­ва­ния сим­во­ли­зи­ру­ют 4 или 8 сто­рон све­та. Во­ро­та в цен­тре ка­ж­дой сто­ро­ны ог­ра­ды С. ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся как зна­ки 4 важ­ней­ших со­бы­тий в жиз­ни Буд­ды: ро­ж­де­ние, про­свет­ле­ние, пер­вая про­по­ведь и пе­ре­ход в нир­ва­ну.

Фото Н.А. Гожевой Ступы-чеди монастыря Сисанпхет в Аюттхае(Таиланд). 15 в.

С. су­ще­ст­ву­ет во мно­гих ико­но­гра­фич. ва­ри­ан­тах. На Даль­нем Вос­то­ке сло­жил­ся тип баш­не­об­раз­но­го свя­ти­ли­ща (см. Па­го­да). В Юж. и Юго-Вост. Азии С. об­ре­ли свои осо­бен­но­сти, раз­ви­ва­ясь в рус­ле тхе­ра­ва­ды. Наи­бо­лее близ­ки древ­не­ин­дий­ским С. Шри-Лан­ки [тху­па или да­го­ба (да­га­ба)]. Пер­вая С. бы­ла за­ло­же­на в Ану­рад­ха­пу­ре в 3 в. до н. э. – Тху­па­ра­ма в мон. Ма­ха­ви­ха­ра, со­хра­нив­шая тра­диц. струк­ту­ру: квад­рат­ный фун­да­мент, ок­ру­жён­ный 3 круг­лы­ми тер­ра­са­ми, на ко­то­рые с 4 сто­рон ве­дут ле­ст­ни­цы; ку­по­ло­об­раз­ное те­ло, на ку­по­ле – ку­бич. хар­ми­ка (или ха­та­ра-ко­ту­ва), «трон Буд­ды», увен­чан­ный зон­тич­ным шпи­лем; к С. при­мы­ка­ют не­боль­шие строе­ния-ва­халь­ка­ды с лож­ны­ми вхо­да­ми. По­доб­ную фор­му, по­лу­чив­шую на­зва­ние син­галь­ской или цей­лон­ской, име­ют поч­ти все древ­ние С. Шри-Лан­ки: в Ану­рад­ха­пу­ре – Ру­ван­ве­ли (2–1 вв. до н. э.), Ми­ри­са­ва­ти (2 в. до н. э.), Аб­хая­ги­ри (1 в. до н. э.), Дже­та­ва­на (4 в. н. э.); в Ми­хин­та­ле – Ма­ха­сэя и Ма­хин­да­сэя (3–2 вв. до н. э.); в По­лон­на­ру­ве – Ран­кот­ви­ха­ра (1153–1186); Ки­ри­ви­ха­ра (12 в.) и Сат-Ма­хал-па­са­да (12 в.), имею­щая вид 7-этаж­ной сту­пен­ча­той баш­ни.

В Не­па­ле под влия­ни­ем инд. об­раз­цов с 3 в. до н. э. воз­во­ди­лись С. (чай­тьи) со сту­пен­ча­тым ос­но­ва­ни­ем, ку­по­ло­об­раз­ным те­лом и хар­ми­кой, увен­чан­ной ба­шен­кой; с кон. 14 в. на хар­ми­ке изо­бра­жа­ют­ся «гла­за Буд­ды» (сим­во­ли­зи­ро­ва­ли Ади-Буд­ду): напр., Бод­натх (Бодх­натх; 5–6 вв., пе­ре­строе­на в 7–9 вв. и в 15 в.) и Сва­ямб­ху­натх (8–9 вв.) в Кат­ман­ду. Из Не­па­ла ар­хит. тип С. рас­про­стра­нил­ся в Ти­бе­те, где С. (чор­тен) име­ли вы­со­кую мно­го­сту­пен­ча­тую ба­зу, по­лу­сфе­рич. те­ло, хар­ми­ку и ко­нич. ба­шен­ку с зон­тич­ным шпи­лем; изо­бра­же­ния «глаз Буд­ды» на хар­ми­ке по­яв­ля­ют­ся с 15 в. [Кум­бум (Пан­го-чор­тен) в Гьян­гд­зе (1-я пол. 15 в.) с пла­ном в фор­ме ман­да­лы, и др.]. Из Ти­бе­та тип С. про­ник в 16–17 вв. в Мон­го­лию и Бу­ря­тию, где по­доб­ные со­ору­же­ния по­лу­чи­ли назв. «су­бур­ган» (в мон. Эр­дэ­ни-дзу, 16 в., и др.). К уни­каль­ным буд­дий­ским С. от­но­сит­ся Бо­ро­бу­дур (кон. 8 – нач. 9 вв.) на о. Ява (Ин­до­незия).

В Мьян­ме ос­тат­ки древ­ней ко­ло­ко­ло­об­раз­ной С. (зе­ди, или пхэя) на круг­лой плат­фор­ме об­на­ру­же­ны в Бей­тэ­ноу (2 в. н. э.). С. пью­ской Тэй­ейк­хи­тэе (Бо­бод­жи, Пхэ­яч­жи и Пхэя­ма, 5–6 вв.) име­ют сту­пен­ча­тый пье­де­стал (пи­сэя), силь­но вы­тяну­тую яй­це­об­раз­ную или ци­лин­д­рич. часть (кха­ун­ла­ун) и зонт (тхи). В эпо­ху гос-ва Па­ган (11–13 вв.) фор­мы С. ус­лож­ня­ют­ся. Ещё близ­ка пью­ской С. Буп­хэя (ок. 850) в Па­га­не; Шве­зи­гон (2-я пол. 11 – нач. 12 вв.) – уже клас­сич. ва­ри­ант верх­не­мьян­ман­ских С.: вы­со­кое квад­рат­ное 5-ярус­ное ос­но­ва­ние, ук­ра­шен­ное из­раз­ца­ми со сце­на­ми из джа­так, сто­ро­ны ос­но­ва­ния про­ре­за­ны ле­ст­нич­ны­ми мар­ша­ми. Тип ниж­не­мьян­ман­ских С. пред­став­ля­ет Шве­да­гон в Ян­го­не (14–17 вв.), ос­но­ван­ный, по ле­ген­де, при жиз­ни Буд­ды. Как и Шве­зи­гон, он це­ли­ком по­зо­ло­чен, но верх­няя часть над ко­ло­ко­лом силь­нее вы­тя­ну­та и за­вер­ше­на ко­ну­со­вид­ным «бу­то­ном ло­то­са» с зон­том, ук­ра­шен­ным ты­ся­ча­ми дра­го­цен­ных кам­ней. С., имею­щие вни­зу по­ме­ще­ния (обыч­но об­ход­ные га­ле­реи) с ре­ли­к­вар­ной ка­ме­рой, на­зы­ва­ются в Мьян­ме пат­хоу-зе­ди (Бо­тат­ха­ун в Ян­го­не, 14–15 вв.).

В гос-ве Фу­нань С. име­ла вид баш­не­об­раз­но­го свя­ти­ли­ща-пра­са­та. От не­го про­ис­хо­дит тип тай­ской С.-пранг, сло­жив­шей­ся в гос-ве Два­ра­ва­ти. Ран­ние её об­раз­цы – кир­пич­ные баш­ни с квад­рат­ным или ок­то­го­наль­ным ос­но­ва­ни­ем, од­ним или 4 пор­та­ла­ми и вы­со­ким пи­ра­ми­даль­ным пе­ре­кры­ти­ем. В этот же пе­ри­од поя­вил­ся ко­ло­ко­ло­об­раз­ный (син­галь­ский) тип тай­ской С. – че­ди. Древ­ней­ший при­мер – Пхра­пат­хом в На­кхон­пат­хо­ме (ос­но­ва­на в 3 в. до н. э., пе­ре­ст­рое­на), став­шая по­сле пе­ре­стро­ек в 19–20 вв. са­мой вы­со­кой С. в ми­ре. На се­ве­ре Таи­лан­да из­вест­ны баш­не­об­раз­ные С. с квад­рат­ны­ми умень­шаю­щи­ми­ся квер­ху яру­са­ми, в мно­го­числ. ни­шах ко­то­рых ус­та­нов­ле­ны ста­туи будд (Тямт­хе­ви и Ма­хат­хат в Ламп­ху­не, 7–12 вв.). В 11–19 вв. С. при­об­ре­та­ют бо­лее раз­ви­тые фор­мы и слож­ный стук­ко­вый де­кор (Пра­сатп­хи­май в Пхи­мае, 11 в.; Самйот и Ма­хат­хат в Лоп­бу­ри, 12 в., и др.). Мас­сив­ный сту­пен­ча­тый пье­де­стал с 8 ма­лы­ми С. и изящ­ное за­вер­ше­ние в ви­де «поч­ки ло­то­са» име­ет С. Ма­хат­хат (13 в.) в Сук­хот­хае; там же есть и че­ди, цо­коль ко­то­рых об­рам­ля­ют по­лу­фи­гу­ры сло­нов (Чанг­лом, 14 в.; Са­ра­сак, 15 в.). Три ве­ли­че­ст­вен­ные че­ди мон. Си­санп­хет в Аютт­хае (15 в.) за­вер­ше­ны вы­со­кой пи­ра­ми­дой-чат­рой из мно­же­ст­ва ко­лец. Силь­но вы­тя­ну­тые скруг­лён­ные верх­ние час­ти, лож­ные пор­та­лы от­ли­ча­ют пран­ги Аютт­хаи (Пхра­рам и Рат­ча­бу­ра­на, 15 в.) и Бан­гко­ка (в мон. Арун, кон. 18 – сер. 19 вв., и др.).

В Лао­се воз­во­ди­лись С.-тха­ты – мно­го­ярус­ные, вос­хо­дя­щие к кхмер­ско­му пра­са­ту (Тхатпха­ном, ны­не на тер­ри­то­рии Таи­лан­да; ос­но­ван в 6 в.). По­лу­сфе­ру об­ра­зу­ет ку­пол Тхат-Мак­мо в Лу­ан­гп­хабан­ге­ (нач. 16 в.), а у тха­та Дам во Вьен­ть­я­не (15–16 вв.) он силь­но вы­тя­нут. Ти­пич­ной для Лао­са яв­ля­ет­ся С. с ту­ло­вом в ви­де бу­ты­ли или гра­фи­на с уз­ким гор­лом (Тхат-Лу­анг во Вьен­ть­я­не, ос­но­ван, по ле­ген­де, в 3 в. до н. э., пе­ре­стро­ен в 16 в., и др.).

Лит.: Govinda А. В. Some aspects of Stupa symbolism. Allahabad, 1940; Оже­гов С. С., Про­ску­ря­ко­ва Т. С., Хо­анг Дао Кинь. Ар­хи­тек­ту­ра Ин­до­ки­тая. М., 1988; Snodgrass A. The symbolism of the Stupa. Delhi, 1992; Snellgrove D., Richardson H. A cultural his­tory of Tibet. 3rd ed. Bangkok, 2003; Win Maung. Evolution of the Stupas in Myanmar. Bangkok, 2007; Го­же­ва Н. А. Чу­дес­ная ре­ли­к­вия Ашо­ки // Вос­точ­ная кол­лек­ция. 2014. № 2(57).

Вернуться к началу