Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТАЛЬ

Авторы: В. А. Крючкова
Н. де Сталь. «Футболисты». 1952. Частное собрание (Париж).

СТАЛЬ (Staёl) Ни­ко­ла́ де (5.1.1914, С.-Пе­тер­бург – 16.3.1955, Ан­тиб), франц. жи­во­пи­сец; ба­рон. Сын ген.-м. ба­ро­на В. И. Сталь фон Голь­штей­на, по­мощ­ни­ка ко­мен­дан­та Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти (в 1908–17). Вме­сте с семь­ёй по­ки­нул Рос­сию в 1919. В 1932–35 учил­ся в АХ в Брюс­се­ле. В 1935–36, 1938–40 и в 1943–54 жил в Па­ри­же, в 1940–43 – в Ниц­це, с 1954 – в Ан­ти­бе. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе и Сев. Аф­ри­ке. Б. ч. ран­них про­из­ве­де­ний унич­то­жил в 1941. Один из гл. мас­те­ров Вто­рой па­риж­ской шко­лы. Аб­ст­ракт­ные ком­по­зи­ции С. 1944–45 вы­страи­ва­ют­ся из мо­за­ич­ных форм, впи­сан­ных в ячей­ки гиб­кой ли­ней­ной ре­шёт­ки. В даль­ней­шем ли­не­ар­ная струк­ту­ра утя­же­ля­ет­ся, её гео­мет­рия ло­ма­ет­ся («Тяж­кая жизнь», 1946, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж, и др.); не­ко­то­рые ком­по­зи­ции упо­доб­ля­ют­ся мас­сив­ной сте­не, вы­ло­жен­ной из «пла­нов-рель­е­фов», на­не­сён­ных но­жом или шпа­те­лем («Ком­по­зи­ция», 1950, га­ле­рея Тейт, Лон­дон). В кар­ти­нах 1950-х гг. эта фор­маль­ная сис­те­ма зри­тель­но раз­ре­ша­ет­ся в не­кую вер­сию ре­аль­но­сти, по­лу­чая пред­мет­ное ис­тол­ко­ва­ние («Кры­ши Па­ри­жа», 1952, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; се­рии «Фут­бо­ли­сты» и «Бу­тыл­ки в мас­тер­ской», пей­за­жи). Под впе­чат­ле­ни­ем от де­ку­па­жей А. Ма­тис­са па­лит­ра С. обо­га­ти­лась свер­ка­ю­щи­ми крас­ка­ми; зна­ком­ст­во с вы­даю­щи­ми­ся му­зы­кан­та­ми (О. Мес­си­ан, П. Бу­лез, И. Ф. Стра­вин­ский, джа­зо­вые ис­пол­ни­те­ли) по­бу­ди­ло С. к по­ис­кам жи­во­пис­ной «ви­зуа­ли­за­ции» му­зы­ки [«Фу­га» (1951–52, кол­лек­ция Фил­липс, Ва­шинг­тон), «Му­зы­кан­ты» («Ор­кестр», 1953, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж), «Кон­церт» (1955, ча­ст­ное со­б­ра­ние) и др.]. В пей­за­жах, на­пи­сан­ных на юге Фран­ции и на Си­ци­лии, изо­бра­же­ние мед­лен­но про­сту­па­ет сквозь мо­но­лит­ные бло­ки цве­то­форм («Аг­рид­жен­то», 1953, Кун­ст­ха­ус, Цю­рих). Ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги сти­хов Р. Ша­ра и П. Ле­кюи­ра. По­сле са­мо­убий­ст­ва С. его твор­че­ст­во, пре­одо­лев­шее ан­ти­но­мию аб­ст­рак­ции – фи­гу­ра­тив­но­сти, по­лу­чи­ло ши­ро­кое при­зна­ние.

Лит.: Jouffroy J. P. La mesure de N. de Staël. Neuchâtel, 1981; Dumur G. N. de Staël. P., 1989; Mansar A. N. de Staël. P., 1990; Staël F. de. N. de Staёl: Catalogue raisonné de l’œuvre peint. Neuchâtel, 1997; Staël A. de. Staël: Du trait а̀ la couleur. P., 2001; Крюч­ко­ва В. А. Ми­ме­сис в эпо­ху аб­ст­рак­ции: об­ра­зы ре­аль­но­сти в ис­кус­ст­ве вто­рой па­риж­ской шко­лы. М., 2010.

Вернуться к началу