Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНЬОРЕ́ЛЛИ

Л. Синьорелли. «Осуждённые». Сцена из цикла росписей в капелле Сан-Брицио собора в Орвието (1499–1502).

СИНЬОРЕ́ЛЛИ (Signorelli) Лу­ка (ок. 1445, Кор­то­на – 16.10.1523, там же), итал. жи­во­пи­сец. Пред­по­ло­жи­тель­но учил­ся в Арец­цо в мас­тер­ской Пье­ро дел­ла Фран­че­ски. Его ра­бо­ты кон. 1470-х гг. на­пи­са­ны под влия­ни­ем ху­дож­ни­ков ур­бин­ско­го дво­ра Фран­че­ско ди Джорд­жо Мар­ти­ни и Й. ван Ген­та [штан­дарт «Би­че­ва­ние Хри­ста» (кон. 1470-х гг., Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан; рос­пи­си сак­ри­стии Сан-Джо­ван­ни (дел­ла-Ку­ра) в Сан­та-Ка­са в Ло­ре­то, 1477–80]. В 1481–82 в ка­че­ст­ве ас­си­стен­та П. Пе­руд­жи­но уча­ст­во­вал в рос­пи­сях Сик­стин­ской ка­пел­лы. Ок. 1490–94 во Фло­рен­ции в кру­гу Л. Ме­ди­чи соз­да­ёт кар­ти­ны на ми­фо­логич. сю­же­ты «Обу­че­ние Па­на» (не сохр.); в его ре­лиг. ра­бо­ты про­ни­ка­ют не­оп­ла­то­нич. мо­ти­вы («Ма­дон­на с Мла­ден­цем в ок­ру­же­нии об­на­жён­ных фи­гур», га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; «Бла­го­ве­ще­ние» и «Ма­дон­на с Мла­денцем и свя­ты­ми», обе – в Пи­на­ко­те­ке и Гор. му­зее, Воль­тер­ра). За­тем ра­бо­тал в про­винц. го­ро­дах Тос­ка­ны и Ум­брии, ор­га­ни­зо­вал од­ну из круп­ней­ших жи­во­пис­ных мас­тер­ских сво­его вре­ме­ни, в ко­то­рой соз­да­ва­лись ал­тар­ные об­ра­зы, мно­го­числ. тон­до, пред­став­ляю­щие «Ма­дон­ну с Мла­ден­цем» и «Св. Се­мей­ст­во». Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. ра­бот – «Оп­лаки­ва­ние» (1502, При­ход­ской му­зей, Кор­то­на) и рос­пи­си ка­пел­лы Сан-Бри­цио в со­бо­ре Ор­вие­то (1499–1502), от­ли­чаю­щие­ся по­вы­шен­ной экс­прес­си­ей пла­сти­ки че­ло­ве­че­ских фи­гур. С., пре­крас­но ос­ве­дом­лён­ный обо всех ху­дож. но­ва­ци­ях ру­бе­жа 15–16 вв., лич­но зна­ко­мый с круп­ней­ши­ми мас­те­ра­ми фло­рен­тий­ской и ум­брий­ской школ, вы­ра­бо­тал хо­ро­шо уз­на­вае­мую эк­лек­тич­ную ма­не­ру пись­ма, сво­бод­но ком­би­ни­рую­щую приё­мы и мо­ти­вы со­вре­мен­ни­ков. Ав­тор мн. ри­сун­ков чёр­ным ме­лом (гл. обр., шту­дии отд. фи­гур).

Лит.: Paolucci A. L. Signorelli. Firenze, 1990; Kanter L., Henry T. L. Signorelli: The complete paintings. N. Y., 2002; Henry T. The life and art of L. Signorelli. New Haven; L., 2012.

Вернуться к началу