Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛО́ТЧИНСКИЙ РОЖДЕСТВО́-БОГОРО́ДИЦКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

Фото П. С. Павлинова Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь. Трапезная с церковью Сошествия Святого Духа. 1688–89. Колокольня – 1735.

СОЛО́ТЧИНСКИЙ РОЖДЕСТВО́-БОГО­РО́ДИЦКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, мо­на­стырь в гор. р-не Солотча Советского адм. округа Ря­за­ни, в 20 км к се­ве­ро-вос­то­ку от цен­тра го­ро­да, на бе­ре­гу р. Со­лот­ча. Мо­на­стырь ос­но­ван ок. 1390 вел. кн. ря­зан­ским Оле­гом Ива­но­ви­чем, при нём по­строе­ны церк­ви По­кро­ва и Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы, ке­льи. В оби­те­ли пе­ред смер­тью вел. кн. ря­зан­ский при­нял мо­на­ше­ст­во, по­стри­жен в схи­му; в 1402 он, а в 1406 его же­на Ев­фро­си­ния (в ино­че­ст­ве Ев­прак­сия) по­хо­ро­не­ны в ц. По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (об­ру­ши­лась в 1768; ос­тан­ки в 1770 пе­ре­несе­ны в склеп под со­бо­ром Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы). По­сле взя­тия Ка­за­ни (1552) по­строе­на шат­ро­вая ц. Ми­тро­по­ли­та Алек­сия (ра­зо­бра­на в 1847). В 1618 под­верг­ся опус­то­ше­нию польск. вой­ска­ми ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва и ка­за­ка­ми гет­ма­на П. К. Са­гай­дач­но­го. Воз­ро­ж­де­ние мо­на­сты­ря с 1688 свя­за­но с игу­мен­ст­вом Иг­на­тия (Шан­ги­на), вы­стро­ив­ше­го ан­самбль в сти­ле на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко. Мо­на­стырь имел об­шир­ное хо­зяй­ст­во; дей­ст­во­ва­ла ико­но­пис­ная мас­тер­ская, в ко­то­рой учил­ся Н. В. Шу­мов (один из ос­но­ва­те­лей ико­но­пис­ной мас­тер­ской в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ском Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­ре). За­крыт в 1920; ос­тан­ки кн. Оле­га Ива­но­ви­ча изъ­я­ты в 1923 (воз­вра­ще­ны в 2001). В оби­те­ли рас­по­ла­га­лась ко­ло­ния для ма­ло­лет­них пре­ступ­ни­ков. Рес­тав­ри­ру­ет­ся со 2-й пол. 1950-х гг. Вхо­дил в со­став Ря­зан­ско­го ис­то­ри­ко-ар­хит. му­зея-за­по­вед­ни­ка и в про­ект зон ох­ра­ны пос. Со­лот­ча (1978). Воз­ро­ж­дён как жен­ский мо­на­стырь в 1994.

В цен­тре ан­самб­ля рас­по­ло­жен 5-гла­вый со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (2-я пол. 16 в., вос­ста­нов­лен по­сле об­ру­шения сво­дов в 1650-е гг., пред­по­ло­жи­тель­но мас­тер из Со­ли­га­ли­ча В. Х. Зу­бов; 2-этаж­ная зап. при­строй­ка с риз­ни­цей, биб­лио­те­кой и тра­пез­ной, 1691). К юго-вос­то­ку от не­го – тра­пез­ная с ц. Со­ше­ст­вия Св. Ду­ха ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке» (1688–89, под­ряд­чик Я. Г. Бу­хво­стов) и ко­ло­коль­ней (1735). Со­хра­ни­лись так­же ке­лей­ный и на­стоя­тель­ский кор­пу­са (кон. 17 в.), ка­мен­ная ог­ра­да (кон. 17–18 вв.) со Свя­ты­ми вра­та­ми и над­стро­ен­ной над ни­ми ц. Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи (1695–98, Бу­хво­стов; по­ли­хром­ные фи­гур­ные из­раз­цы с изо­бра­же­ния­ми еван­ге­ли­стов, мас­тер С. И. По­лу­бес).

Лит.: Ма­ке­до­ний [Ари­стов], ар­хим. Со­лотчин­ский мо­на­стырь // Ка­лен­дарь Ря­зан­ской гу­бер­нии на 1886 год. Ря­зань, 1886; Ваг­нер Г. К. Чер­ты тра­ди­ций и но­ва­тор­ст­ва в Ря­зан­ской ар­хи­тек­ту­ре кон­ца XVII – на­ча­ла XVIII в. // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. М., 1960. № 12.

Вернуться к началу