Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКУЛЬПТУ́РА

СКУЛЬПТУ́РА (лат. sculptura, от лат. sculpo – вы­се­кать, вы­ре­зать), один из ви­дов пла­сти­че­ских ис­кусств, ор­га­ни­зую­щий трёх­мер­ные объ­ё­мы в ре­аль­ном про­стран­ст­ве. Раз­ли­ча­ют 2 осн. раз­но­вид­но­сти С.: круг­лую скульп­ту­ру, ко­то­рая сво­бод­но раз­ме­ща­ет­ся в про­стран­ст­ве, и рель­еф, где изо­бра­же­ние рас­по­ла­га­ет­ся на плос­ко­сти. К про­из­ве­де­ни­ям круг­лой С. от­но­сят­ся: ста­туя, скульп­тур­ная груп­па (две или неск. фи­гур, со­став­ляю­щих еди­ное це­лое), мел­кая пла­сти­ка (ста­ту­эт­ка и др.), бюст, гер­ма и др. По вы­со­те и глу­би­не изо­бра­же­ния рель­е­фы под­раз­де­ля­ют­ся на ба­рель­еф, го­рель­еф, сплю­щен­ный рель­еф, контр­рель­еф.

Ви­да­ми С. яв­ля­ют­ся мо­ну­мен­таль­ная, стан­ко­вая и С. ма­лых форм (ста­ту­эт­ки, пред­ме­ты куль­та и др.). Мо­ну­мен­таль­ная С. (па­мят­ник, мо­ну­мент, ме­мо­ри­аль­ные со­ору­же­ния, над­гро­бия) име­ет яр­ко вы­ра­жен­ный об­ществ. ха­рак­тер, раз­ме­ща­ет­ся на ули­цах и пло­ща­дях го­ро­да, в пар­ках, на фа­са­дах и в ин­терь­е­рах разл. со­ору­же­ний, так­же на клад­би­щах и в нек­ро­по­лях. Мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ная С. – один из эле­мен­тов ар­хит. или са­до­во-пар­ко­вых ан­самб­лей, мо­жет быть важ­ной со­став­ляю­щей син­те­за ис­кусств. Стан­ко­вая С., пря­мо не свя­зан­ная с ар­хи­тек­ту­рой, но­сит бо­лее ка­мер­ный ха­рак­тер, пред­на­зна­ча­ет­ся для жи­лых и экс­по­зи­ци­он­ных ин­терь­е­ров.

Ху­дож. язык С. стро­ит­ся на взаи­мо­дей­ст­вии объ­ё­ма с про­стран­ст­вом, его гл. вы­ра­зит. сред­ст­ва­ми яв­ля­ют­ся раз­мер, про­пор­ции, тек­то­ни­ка, струк­ту­ра и цве­то­вые ка­че­ст­ва ма­те­риа­ла, фак­ту­ра по­верх­но­сти, си­лу­эты и очер­та­ния, ха­рак­тер внутр. чле­не­ний. С. дос­туп­но боль­шое раз­но­об­ра­зие жан­ров: ре­ли­ги­оз­ный, ис­то­рич., ми­фо­ло­гич., ани­ма­ли­стич. и жан­ро­во-бы­то­вой; порт­рет, об­на­жён­ная на­ту­ра и др.; с нач. 20 в. так­же на­тюр­морт.

Раз­ли­ча­ют 2 осн. ме­то­да соз­да­ния С.: вая­ние и пластику. Ве­ще­ст­ва, спо­соб­ные пе­ре­хо­дить из жид­ко­го со­стоя­ния в твёр­дое (разл. ме­тал­лы, гипс, бе­тон, пла­ст­мас­са и т. п.), слу­жат для от­лив­ки про­из­ве­де­ний при по­мо­щи спец. форм. Для вос­про­из­ве­де­ния С. в ме­тал­ле при­бе­га­ют так­же к галь­ва­но­тех­ни­ке. В не­рас­плав­лен­ном ви­де ме­талл для С. об­ра­ба­ты­ва­ет­ся по­сред­ст­вом ков­ки и че­кан­ки. Для соз­да­ния ке­ра­мич. С. упот­реб­ля­ют­ся осо­бые сор­та гли­ны, ко­то­рая об­жи­га­ет­ся в спец. пе­чах (см. Май­о­ли­ка, Ке­ра­ми­ка). Ка­ж­дый ма­те­ри­ал об­ла­да­ет собств. по­ли­хром­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, ко­то­рые мо­гут быть уси­ле­ны рас­крас­кой, на­не­се­ни­ем цвет­ных гла­зу­рей, разл. ме­тал­лов, па­ти­ни­ро­ва­ни­ем (см. Па­ти­на) и др.

Исторический очерк

Рельефная плита (ортостат) из дворца Ашшурнацирапала II в Нимруде. Алебастр. 883–859 до н. э. Британский музей (Лондон).

Наи­бо­лее ран­ние про­из­ве­де­ния С. от­но­сят­ся к эпо­хе па­лео­ли­та («Ве­не­ры па­лео­ли­та», фи­гур­ки жи­вот­ных). В эпо­ху не­оли­та круг скульп­тур­ных па­мят­ни­ков рас­ши­ря­ет­ся. В иск-ве Древ­не­го Егип­та С. за­ни­ма­ла ве­ду­щее по­ло­же­ние в де­ко­ре хра­мов и гроб­ниц, раз­ви­ва­лась во всём диа­па­зо­не мас­шта­бов – от мо­ну­мен­таль­ной до ми­ниа­тюр­ной при ог­ром­ном раз­но­об­ра­зии ма­те­риа­лов (гра­нит, дио­рит, ба­зальт, из­вест­няк, пес­ча­ник, де­ре­во и др.); при этом были вы­ра­бо­та­ны все­го несколь­ко ти­пов ста­туи: стоя­щая, си­дя­щая, пис­ца, сфин­кса, т. н. ку­би­че­ская, так­же разл. рель­е­фы. Мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра и рель­еф ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись в де­ко­ри­ро­ва­нии двор­цов Ас­си­рии, Древ­ней Пер­сии. Ми­ниа­тюр­ные ста­ту­эт­ки из але­ба­ст­ра, юве­лир­ные про­из­ве­де­ния, ин­кру­ста­ции из би­ту­ма, пер­ла­мут­ро­вой кос­ти из­вест­ны в шу­мер­ской, ак­кад­ской и ва­ви­лон­ской куль­ту­рах.

В иск-ве Древ­ней Гре­ции С., скла­ды­вав­шая­ся под вост. влия­ния­ми, от ми­ниа­тюр­ных брон­зо­вых пред­ме­тов эпо­хи гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля уже в эпо­ху ар­хаи­ки пе­ре­хо­дит к мо­ну­мен­таль­ным фор­мам: фор­ми­ру­ет­ся скульп­тур­ный де­кор хра­мов, вклю­чаю­щий в се­бя фрон­тон­ные ком­по­зи­ции, рель­е­фы ме­топ в хра­мах до­ри­че­ско­го ор­де­ра и не­пре­рыв­ный зо­фор ио­ни­че­ско­го ор­де­ра. Скла­ды­ва­ют­ся ти­пы сво­бод­но­стоя­щей ста­туи (ку­рос, ко­ра), скульп­тур­ной груп­пы, тип над­гроб­ной сте­лы. В хра­мах по­ме­ща­ли ста­туи бо­гов в тех­ни­ке хри­со­эле­фан­тин­ной скульп­ту­ры. От пе­рио­да клас­си­ки со­хра­ни­лись име­на и про­из­ве­де­ния Ми­ро­на, Фи­дия, По­ли­кле­та, Ско­па­са, Прак­си­те­ля, Ли­сип­па и др. Раз­ви­ва­ет­ся та­нагр­ская ко­ро­пла­сти­ка. В пе­ри­од эл­ли­низ­ма су­ще­ст­вен­но рас­ши­ря­ют­ся как жан­ро­вая ти­по­ло­гия С., так и диа­па­зон её изо­бра­зит. и вы­ра­зит. воз­мож­но­стей. Иск-во Древ­не­го Ри­ма, опи­ра­ясь на тра­ди­ции Древ­ней Гре­ции и эт­ру­сков, раз­ви­ва­ло жанр порт­ре­та (бюс­ты и ста­туи – как им­пе­ра­то­ров, так и ча­ст­ных лиц). По­лу­чил раз­ви­тие рель­еф с ис­то­ри­ко-по­ве­ст­во­ват. сю­же­та­ми, ко­то­рым ук­ра­ша­ли ал­та­ри (Ал­тарь Ми­ра в Ри­ме), ар­ки три­ум­фаль­ные и три­ум­фаль­ные ко­лон­ны; сло­жил­ся тип кон­но­го па­мят­ни­ка (брон­зо­вая ста­туя Мар­ка Ав­ре­лия, 2 в. н. э.) и квад­ри­ги. Во 2–3 вв. по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние ук­ра­шен­ные рель­е­фа­ми сар­ко­фа­ги, ко­то­рые зай­мут важ­ное ме­сто в ран­не­хри­сти­ан­ском ис­кус­ст­ве.

С ут­вер­жде­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва сфе­ры при­ме­не­ния С. со­кра­ща­ют­ся, в хра­мо­вом де­ко­ре пре­иму­ще­ст­во от­да­ёт­ся жи­во­пи­си. Воз­ро­ж­де­ние мо­ну­мен­таль­ной С., гл. об­ра­зом в фор­ме рель­е­фа, про­ис­хо­дит в рам­ках ро­ман­ско­го сти­ля – ка­пи­те­ли в ин­терь­е­рах церк­вей и ук­ра­шен­ные рель­е­фа­ми пор­та­лы, кре­щаль­ные ку­пе­ли, епи­скоп­ские тро­ны, про­по­вед­нич. ка­фед­ры, над­гроб­ные пли­ты и при­стен­ные над­гро­бия, ал­тар­ные пре­гра­ды, си­де­нья хо­ров. В иск-ве го­ти­ки С., на­ря­ду с вит­ра­жом, на­чи­на­ет иг­рать ве­ду­щую роль в де­ко­ри­ро­ва­нии хра­ма; в круп­ных со­бо­рах Фран­ции в С. реа­ли­зу­ют­ся об­шир­ные ико­но­гра­фич. про­грам­мы. По­яв­ля­ют­ся ста­туи-ко­лон­ны, за­тем и пол­но­цен­ные ста­туи (в Ита­лии час­то ус­та­нов­ле­ны в ни­шах), ко­то­рые, од­на­ко, су­ще­ст­ву­ют по­ка в рам­ках про­стран­ст­вен­но­го син­те­за со­бо­ра. Про­бу­ж­да­ет­ся ин­те­рес, с од­ной сто­ро­ны, к опы­ту ан­тич­ной пла­сти­ки (мас­те­ра Про­то­ре­нес­сан­са Н. и Дж. Пи­за­но, Ар­ноль­фо ди Кам­био), ко­то­рый ля­жет в ос­но­ву раз­ви­тия С. в сле­дую­щий пе­ри­од, а с дру­гой – к на­ту­ра­ли­стич. пе­ре­да­че ви­ди­мо­го ми­ра. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния в Ита­лии С. окон­ча­тель­но вы­де­ля­ет­ся из ср.-век. про­стран­ст­вен­но­го син­те­за, су­ще­ст­вен­но рас­ши­ря­ет­ся диа­па­зон её жан­ров и ви­дов. Цен­тром раз­ви­тия С. ста­но­вит­ся Фло­рен­ция – здесь про­ис­хо­дит воз­ро­ж­де­ние мо­ну­мен­таль­но­го фи­гур­но­го ли­тья из брон­зы (Л. Ги­бер­ти) и тер­ра­ко­то­вой пла­сти­ки (в мас­тер­ских Ги­бер­ти, До­на­тел­ло), по­яв­ля­ет­ся скульп­ту­ра из май­о­ли­ки (се­мья дел­ла Роб­биа); в Фер­ра­ре воз­ро­ж­да­ет­ся ме­даль­ер­ное ис­кус­ст­во. Бла­го­да­ря изу­че­нию ан­тич­но­сти ста­но­вит­ся воз­мож­ным воз­ро­ж­де­ние круг­лой ста­туи, порт­рет­но­го бюс­та, мо­ну­мен­та на пло­ща­ди (в т. ч. кон­но­го па­мят­ни­ка – До­на­тел­ло, А. дель Вер­рок­кьо), мел­кой ка­би­нет­ной пла­сти­ки, су­ще­ст­вен­но об­нов­ля­ет­ся пла­сти­ка над­гро­бий (все эти дос­ти­же­ния яр­ко про­яви­лись в твор­че­ст­ве Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но, бр. Рос­сел­ли­но, Б. да Май­а­но, А. дель Пол­лай­о­ло). Спе­ци­фи­че­ски ре­нес­санс­ным изо­бре­те­ни­ем яви­лась тех­ни­ка сплю­щен­но­го рель­е­фа, ко­то­рая спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию рель­е­фа-кар­ти­ны. Об­нов­ля­ет­ся и те­ма­тич. ре­пер­ту­ар С., в ко­то­ром важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют ми­фо­ло­гич. сю­же­ты. В пе­ри­од Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния Ми­ке­ланд­же­ло, опи­ра­ясь на вновь от­кры­тые об­раз­цы эл­ли­ни­стич. пла­сти­ки, су­ще­ст­вен­но рас­ши­ря­ет её дра­ма­тич. воз­мож­но­сти, соз­да­ёт но­вый тип «змее­вид­ной фи­гу­ры» (figura serpentinata), сме­ло экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет с фак­ту­ра­ми (в диа­па­зо­не от ил­лю­зио­ни­стич. на­ту­ра­лиз­ма до non fini­to). Вве­дён­ная Ми­ке­ланд­же­ло по­сле­до­ва­тель­ность раз­работ­ки скульп­тур­но­го за­мыс­ла (сна­ча­ла в ри­сун­ках и боц­цет­то, за­тем в пол­но­мас­штаб­ной мо­де­ли) по­зво­ли­ла усо­вер­шен­ст­во­вать ор­га­ни­за­цию мас­тер­ской, пе­ре­ло­жив ру­тин­ную ра­бо­ту на ас­си­стен­тов, чем не­ред­ко поль­зо­ва­лись скульп­то­ры по­сле­дую­щих ве­ков. Ин­те­рес к де­ко­ра­тив­ным за­да­чам от­ли­ча­ет мас­те­ров мань­е­риз­ма (Б. Чел­ли­ни, Джам­бо­ло­нья и др.), с ко­то­рым свя­зан рас­цвет са­до­во-пар­ко­вой скульп­ту­ры.

В Сев. Ев­ро­пе К. Слю­тер об­нов­ля­ет го­тич. сти­ле­вую па­ра­диг­му, уси­ли­вая в ней на­ту­ра­лизм и ди­на­ми­ку, в Ни­дер­лан­дах и нем. зем­лях в 15 – 1-й пол. 16 вв. раз­ви­ва­ют­ся рез­ной створ­ча­тый ал­тарь и др. фор­мы цер­ков­ной пла­сти­ки (Х. Муль­чер, Й. Сир­лин Стар­ший, М. Пахер, Ф. Штос, Б. Нот­ке, М. и Г. Эр­хар­ты, Т. Ри­менш­ней­дер). В 16 в., с про­ник­но­ве­ни­ем в Сев. Ев­ро­пу итал. влия­ний, в С. рас­про­стра­ня­ют­ся ре­нес­санс­ные фор­мы, в осо­бен­но­сти во Фран­ции, где был соз­дан осо­бый тип скульп­тур­но­го де­ко­ра ар­хи­тек­ту­ры (Ж. Гу­жон) и над­гро­бия (Гу­жон, Ж. Пи­лон, Л. Ри­шье и др.).

В сред­ние ве­ка С. по­лу­чи­ла ши­ро­кое раз­ви­тие в стра­нах Сред­не­го и Даль­не­го Вос­то­ка, Центр. и Юго-Вост. Азии – мо­ну­мен­таль­ная по ха­рак­те­ру, она со­че­та­ет мощь по­строе­ния объ­ё­мов с чув­ст­вен­ной изы­скан­но­стью мо­де­ли­ров­ки и яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью зна­ме­ни­тых ар­хит. ан­самб­лей.

Портретный бюст Наполеона. 1830. Скульптор Б. Торвальдсен. Мрамор. Музей Торвальдсена (Копенгаген).

В Ев­ро­пе в эпо­ху ба­рок­ко С. за­ни­ма­ет су­ще­ст­вен­ное ме­сто в но­вом син­те­зе ис­кусств. Ста­туи и скульп­тур­ные груп­пы об­ре­та­ют жи­во­пис­ные очер­та­ния и ди­на­мизм. Соз­да­ют­ся мно­го­числ. па­рад­ные порт­ре­ты, па­мят­ни­ки, так­же над­гро­бия, де­ко­ра­тив­ная С. Круп­ней­шие мас­те­ра С. ба­рок­ко – Дж. Л. Бер­ни­ни в Ита­лии, А. Шлю­тер в Гер­ма­нии, П. Пю­же, Ф. Жи­рар­дон, А. Куа­зе­вокс во Фран­ции и др. Прин­ци­пы клас­си­циз­ма, за­но­во ос­мыс­лен­ные в эпо­ху Про­све­ще­ния, сыг­ра­ли важ­ную роль в раз­ви­тии ев­роп. С. 2-й пол. 18 – 1-й тре­ти 19 вв., в ко­то­рой на­ря­ду с ис­то­рич., ми­фо­ло­гич. и ал­ле­го­рич. те­ма­ми боль­шое зна­че­ние при­об­ре­ли порт­рет­ные за­да­чи (Ж. Б. Пи­галь, Э. М. Фаль­ко­не, М. А. Кол­ло, Ж. А. Гу­дон, Ф. К. Мес­сер­шмидт, А. Ка­но­ва, Б. Тор­вальд­сен). В 1-й пол. 19 в. на С. в из­вест­ной ме­ре по­влия­ла эс­те­ти­ка ро­ман­тиз­ма (Ф. Рюд). Во 2-й пол. 19 в. клас­си­ци­стич. тен­ден­ци­ям и са­лон­но­му ис­кус­ст­ву (Ж. Б. Кар­по) в С. про­ти­во­сто­ят реа­ли­стич. и со­ци­аль­но-кри­тич. уст­рем­ле­ния ря­да мас­те­ров (Э. Ж. Да­лу, О. До­мье, К. Ме­нье).

Памятник разрушенному Роттердаму. Скульптор О. Цадкин. Бронза. 1951–53.

В иск-ве мо­дер­низ­ма на ру­бе­же 19–20 вв. за­но­во ос­мыс­ля­ют­ся гра­ни­цы и воз­мож­но­сти С.: раз­мы­ва­ют­ся или во­все сти­ра­ют­ся жан­ро­вые гра­ни­цы, по­яв­ля­ет­ся аб­ст­ракт­ная скульп­ту­ра, т. н. жанр фраг­мен­та. В С. прив­но­сят­ся не­тра­ди­ци­он­ные ма­те­риа­лы; идёт по­иск но­вых изо­бра­зит. и вы­ра­зит. средств. Мощ­ное воз­дей­ст­вие на ев­роп. шко­лы ока­за­ло твор­че­ст­во О. Ро­де­на, ко­то­рый ре­фор­ми­ро­вал ака­де­мич. сис­те­му ра­бо­ты над С., из­ме­нил от­но­ше­ние к объ­ё­му, про­стран­ст­ву и фак­ту­ре. С. 1-й пол. 20 в. разл. на­прав­ле­ний ста­вит пе­ред со­бой но­вые за­да­чи: пе­ре­да­чи ми­мо­лёт­но­го впе­чат­ле­ния (им­прес­сио­низм Э. Де­га, М. Рос­со и др.), со­хра­не­ния клас­сич. тра­ди­ции (А. Май­оль, Э. А. Бур­дель, Ш. Дес­пио, О. С. Ме­ща­ни­нов; Дж. Ман­цу и Ф. Мес­си­на в Ита­лии, Дж. Г. Борг­лум и др.) и об­ра­ще­ния к нац. на­сле­дию (И. Меш­тро­вич, Й. В. Мысль­бек, К. Ду­ни­ков­ский и др.). В иск-ве аван­гар­диз­ма ак­цен­ти­ро­ва­ны раз­но­об­раз­ные пла­стич. экс­пе­ри­мен­ты – у мас­те­ров ку­биз­ма (А. Ар­хи­пен­ко, А. Ло­ран, Ж. Лип­шиц), кон­ст­рук­ти­виз­ма (Н. Га­бо, А. Певз­нер), экс­прес­сио­низ­ма (Э. Бар­лах, А. Г. Ви­ге­ланн), фу­ту­риз­ма (У. Боч­чо­ни), сюр­реа­лиз­ма (С. Да­ли, Ж. Арп, А. Джа­ко­мет­ти), аб­ст­рак­цио­низ­ма (К. Брын­ку­ши, Г. Мур), ки­не­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва (А. Кол­дер, Я. Агам, В. Ва­за­ре­ли) и др. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров С. 2-й пол. 20 в. – Ф. Бо­те­ро, Н. де Сен-Фаль, Ж. Тен­ге­ли.

Фото Д. В. Соловьёва Конный памятник императору Александру III в С.-Петербурге. Скульптор П. П. Трубецкой. Бронза. 1899–1906, открыт в 1909.

Скульп­ту­ра в Рос­сии. В Древ­ней Ру­си вы­со­ко­го уров­ня дос­тиг­ло иск-во рель­е­фа (ки­ев­ские ши­фер­ные рель­е­фы, уб­ран­ст­во вла­ди­ми­ро-суз­даль­ских и нов­го­род­ских хра­мов). Од­но из пер­вых до­шед­ших до нас имён – мас­тер Ав­рам (14 в.). С нач. 18 в. со­вер­ша­ет­ся пе­ре­ход от ср.-век. ре­лиг. форм к свет­ским; раз­ви­ва­ясь в рус­ле об­ще­ев­ро­пей­ских сти­лей (ба­рок­ко и клас­си­цизм), С. со­че­та­ет па­фос ут­вер­жде­ния но­вой го­су­дар­ст­вен­но­сти, а за­тем и про­све­ти­тель­ских гражд. идеа­лов с осоз­на­ни­ем пла­стич. кра­со­ты ре­аль­но­го ми­ра. Пре­крас­ные об­раз­цы пар­ко­вой мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной С., де­рев. резь­бы, па­рад­но­го порт­ре­та по­яв­ля­ют­ся уже в 1-й пол. 18 в. (К. Б. Рас­трел­ли и др.). Сим­во­лом но­вых ис­то­рич. уст­рем­ле­ний Рос­сии стал па­мят­ник Пет­ру I в С.-Пе­тер­бур­ге ра­бо­ты Э. М. Фаль­ко­не. Во 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. скла­ды­ва­ет­ся ака­де­мич. шко­ла С., ко­то­рую пред­став­ля­ют И. П. Ви­та­ли, С. И. Галь­берг, Ф. Г. Гор­де­ев, В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ский, М. И. Коз­лов­ский, И. П. Мар­тос, С. С. Пи­ме­нов, И. П. Про­кофь­ев, Ф. И. Шу­бин, Ф. Ф. Щед­рин. С 1830–40-х гг. в С. всё боль­ше про­сту­па­ет стрем­ле­ние к ис­то­рич. кон­крет­но­сти и жан­ро­вой ха­рак­тер­но­сти об­раза (Б. И. Ор­лов­ский, П. К. Клодт, Н. С. Пи­ме­нов, А. Л. Обер; про­ек­ты па­мят­ни­ков М. О. Ми­ке­ши­на). С. 2-й пол. 19 в. раз­ви­ва­ет­ся под силь­ным влия­ни­ем жи­во­пи­си пе­ре­движ­ни­ков (М. М. Ан­то­коль­ский, Ф. Ф. Ка­мен­ский, М. А. Чи­жов, В. А. Бек­ле­ми­шев, Е. А. Лан­се­ре, А. М. Опе­ку­шин). Раз­но­об­раз­но по те­ма­ти­ке и но­виз­не ху­дож. язы­ка скульп­тур­ное твор­че­ст­во Н. И. Альт­ма­на, Н. А. Ан­д­рее­ва, Л. А. Берн­ш­та­ма, П. И. Бро­мир­ско­го, С. М. Вол­ну­хи­на, М. А. Вру­бе­ля, И. Я. Гинц­бур­га, А. С. Го­луб­ки­ной, Ф. Ф. Ка­мен­ского, С. Т. Ко­нён­ко­ва, А. Т. Мат­вее­ва, П. П. Тру­бец­ко­го.

Важ­ным им­пуль­сом для раз­ви­тия С. в Рос­сии по­сле 1917 ста­но­вит­ся мо­ну­мен­таль­ной про­па­ган­ды план. Соз­да­ют­ся гран­ди­оз­ные мо­ну­мен­таль­ные ком­плек­сы, па­мят­ни­ки в разл. го­ро­дах РФ; мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­рой ук­ра­ша­ют об­ществ. зда­ния, пар­ки, стан­ции мет­ро­по­ли­те­на, Все­со­юз­ные и Все­мир­ные вы­став­ки. Сре­ди скульп­то­ров, ра­бо­таю­щих в разл. жан­рах, – М. К. Ани­ку­шин, Е. Ф. Бе­ла­шо­ва, А. Н. Бур­га­нов, В. А. Ва­та­гин, Е. В. Ву­че­тич, Н. Я. Дань­ко, В. Н. До­мо­гац­кий, А. А. Дре­вин, С. А. Ев­се­ев, И. С. Ефи­мов, Л. Е. Кер­бель, А. П. Ки­баль­ни­ков, В. М. Клы­ков, А. Н. Ко­валь­чук, О. К. Ко­мов, Б. Д. Ко­ро­лёв, С. Д. Ле­бе­де­ва, В. В. Ли­шев, М. Г. Ма­ни­зер, С. Д. Мер­ку­ров, Г. И. Мо­то­ви­лов, В. И. Му­хи­на, Э. И. Не­из­вест­ный, С. М. Ор­лов, А. Г. По­ло­го­ва, А. И. Ру­ка­виш­ни­ков, В. А. Си­дур, Н. В. Том­ский, И. Г. Фрих-Хар, Д. Ф. Ца­п­лин, З. К. Це­ре­те­ли, В. Е. Ци­галь, И. М. Чай­ков, И. Д. Шадр, М. М. Ше­мя­кин, Л. В. Шер­вуд, С. Д. Эрь­зя.

Лит.: Penny N. The materials of sculpture. New Haven; L., 1993; Williams A. Sculpture: technique, form, content. Worcester, 1995; Го­ло­вин В. П. От аму­ле­та до мо­ну­мен­та. Кни­га об уме­нии ви­деть и по­ни­мать скульп­ту­ру. М., 1999; Вип­пер Б. Р. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­ское изу­че­ние ис­кус­ст­ва. 4-е изд. М., [2015].

Вернуться к началу